Главная СобытияИсторииБыть рядом столько, сколько нужно. Почему проект «Дистанционное образование» — это не только про репетиторство

Быть рядом столько, сколько нужно. Почему проект «Дистанционное образование» — это не только про репетиторство

19.02.2024

В прошлый раз мы рассказывали, как появился проект «Дистанционное образование», который помогает с учебой ребятам из детских домов. Теперь мы расспросили координатора проекта Светлану Чальцеву о том, почему наши педагоги — это не просто репетиторы, как может измениться ребенок, если в него поверить, и в каких ситуациях оказываются ребята, которых мы поддерживаем.

DSC00311.jpg

Когда проект только появился, мы увидели детей, которые в 4 классе не умеют писать, в 7 классе — не знают таблицу умножения, а в 9-м — не отличают проценты от степеней. Тогда мы осознали, что наша задача — дать знания каждому ребенку, который оказался в кризисной ситуации. Мы не проводим отбор мотивированных подростков, мы помогаем всем, кто хочет попробовать учиться.

Когда меня спрашивают про самых успешных учеников, ожидают услышать рассказ про ребят, которые поступили в вузы с высоким рейтингом, но мне на ум приходят истории детей не таких заметных. В прошлом году в проекте был мальчик из седьмого класса. Ему сразу поставили репетиторов по русскому и по математике, и он сначала говорил: «Зачем вы меня мучаете? Зачем мне это надо? Я вообще вот прекрасно жил без вашей учебы, а тут меня заставляют приходить к вам на уроки». У него была не очень хорошая репутация и в детском доме, и в школе. Он был хулиганистым, учился плохо, но когда мы стали с ним заниматься, то оказалось, что это очень активный ребенок, который просто свои выходки направлял не в созидательное русло. А тут он начал учиться, наши репетиторы стали делать с ним домашние задания,  и как результат в школе стали его хвалить за хорошо выполненные работы. Оказалось, что ему это очень нравится. С ним занимались 9 месяцев, конечно, за учебный год его оценки кардинально не изменились, но… Раньше этот мальчик был двоечником, в четвертях ему «рисовали» тройки и переводили на следующий год. За счет таких троек он дошел до седьмого класса, но за ними не было никаких знаний. А потом его начали хвалить, у него стали даже появляться четверки за выполненные работы. Появились твердые тройки, и ему понравилось учиться. 

Весной все ученики пишут ВПР, это такие итоговые контрольные. У нас, к сожалению, в этот период заболел педагог по русскому языку. И мальчик занимался только с репетитором по математике. Она рассказывала потом, как мальчик переживал и говорил ей: «Учитель по русскому заболел, как же я подготовлюсь к ВПР? Кто же мне поможет, чтобы я сдал на хорошую оценку?» Для нас высочайший результат заключается в том, что мы заложили в ученике-двоечнике желание учиться. В конце учебного года ему поставили тройки, но мы понимаем, что его результат намного выше: теперь это твёрдые тройки, а не нарисованные. 

Малыгина Алена.pngДругой пример — история из детского дома в Костромской области. Девочка, назовем ее Алена, попала в проект, когда была в 8 классе. Сначала мы с ней занимались русским языком. Она не хотела учиться, на уроках была вялая, сонная, недовольная, грубо отвечала на вопросы. Она была очень строптивая, ершистая, казалось, что ей не хочется общаться. Но мы не ждём сразу какой-то результат, а обращаем внимание на то, как ученик посещает наши уроки. Несмотря на то, что Алена вела себя достаточно недружелюбно, она не пропускала занятия и не бросала их. Хотя  некоторые ученики, которым не понравилось, уходят из проекта, и мы их не держим. У Алены тоже была такая опция, но она продолжала приходить на каждое занятие. Спустя какое-то время выяснилось, что девочка очень любит читать и у нее была какая-то языковая интуиция. Она понимала, что и как в тексте устроено, хотя могла не знать каких-то орфографических, пунктуационных и других правил. Конечно, она ленилась делать домашнюю работу, но со временем она доверилась своему репетитору по русскому, стала рассказывать о каких-то волнующих её темах. И учитель, видя этот отклик ученицы, не перебивала ее, слушала и поддерживала. 

Сначала девочка занималась очень плохо, у нее были сплошные двойки. Но потихоньку она стала улучшать оценки, получать тройки и четверки. Кажется, что это невысокий результат, но не это главное. За два года обучения в проекте учительница по русскому языку стала для Алены наставником, который и поддерживает, и обсуждает с ней что-то. У девочки появилось желание учиться — настолько, что мы добавили математику. А еще Алена стала постепенно раскрываться, она оказалась очень эмоциональной и романтичной девочкой. 

Благодаря занятиям, ребенок, который сначала не хотел учиться, сдал блестяще ОГЭ: русский язык на 4, а математику — на 5. После девятого класса Алена смогла поступить в техникум торговли и питания и сейчас осваивает профессию повара.

История Алены — пример того, что каждому ребенку нужен значимый взрослый. В семьях детей поддерживают родители. Но в детских домах у ребят нет личного взрослого. В школе учителя тоже не могут уделять персональное внимание каждому ученику, поэтому наши репетиторы становятся для подростков своего рода наставниками. Они не только делают с детьми домашние задания, разбирают непонятные темы и готовятся к экзаменам. Они, как в случае Алены, становятся теми людьми, с кем ребенок может обсудить то, что его волнует. Они дают подросткам возможность почувствовать, что они не одни. 

Индивидуальный подход очень важен в работе всего проекта и в особенности его педагогов. Чтобы найти подход к ребенку с опытом сиротства, очень важно понимать, через что он прошел и какой отпечаток оставляет проживание в детском доме. Все наши репетиторы перед началом работы проходят образовательный курс, который составили психологи фонда. У нас  проекте есть педагог с 30-летним стажем работы в школе. Она мне как-то сказала: «Я два раза смотрела курс, все время ставила запись на паузу, чтобы переосмыслить услышанное... Мне казалось, что я про детей знаю все, и я не ожидала, что разрыв с семьей, госпитализм так глубоко меняет сознание ребенка и его восприятие». 

В детских домах каждый прошел через это. К сожалению, иногда такое может происходить не один раз. Так было с мальчиком Даней из Тульской области. Он учился в 8 классе, был очень мотивированным учеником, активным и добрым ребенком. После 8 класса его взяли в приемную семью, но, к сожалению, отношения не сложились. Через полгода его обратно вернули в детский дом. Для него это была трагедия. Когда от ребенка отказывается, когда ребенка не принимают, у него снижается мотивация не только к учебе, а вообще к жизни. Раньше он был открытым юношей, а после этой истории стал затравленным, израненным. Я с ним общалась, спрашивала, может, он хочет вернуться к занятиям с репетиторами, с которыми занимался до этого. Со знакомыми людьми. Но он сказал: «Я вообще ничего не хочу». В 9 классе он скатился по учебе, экзамены сдал на тройки, решил поступать на сварщика в колледж в Туле. Детский дом был в деревне, и я переживала, как Даниил будет один в городе с такой травмой. Я очень болела за этого парня, а у нас как раз в то время стал в Тульской области развиваться проект наставничества (репетиторы, конечно, отчасти выполняют роль наставников, но это не основная их деятельность). Я сразу сказала, что в первую очередь надо найти наставника именно Даниилу. От него отказались, его травмировали, ему нужен персональный взрослый. 

И Дане нашли Софию. Она оказалась чудеснейшей женщиной, у которой уже выросли дети. София во всем поддерживала Даниила. Они дружили, он был вхож в ее семью, советовался с ней, обсуждал все вопросы — от учебы до отношений с девушками. Сейчас он уже закончил колледж, устроился на работу, но продолжает общаться с Софией.

IMG_0245.PNG

В этом еще одна особенность нашего проекта: мы не бросаем ребят после того, как они закончили школу. Мы остаемся рядом столько, сколько нужно. Так было и с Катей из Егорьевского детского дома. Это была очень мотивированная ученица. Два года она готовилась с нашими репетиторами к поступлению в медицинский вуз. В московский она не поступила, но прошла по баллам в университет в Рязани. Пока она была в школе, она училась хорошо, но когда она поступила в вуз, ей  уже не хватало знаний, чтобы учиться на отлично.

Через два месяца после начала занятий на первом курсе она мне позвонила в слезах: «Боже, я вылечу из этого вуза. Два месяца хожу на химию и не понимаю, что говорит преподаватель». Мы стали целенаправленно искать педагогов, которые понимают вузовскую химию, и нашли. Репетитор занимался с Катей по четыре часа, иногда даже по шесть, чтобы подготовить ее к сессии. В итоге Катя сдала экзамены и перешла на второй курс. Потом она познакомилась с молодым человеком из Томска, они вместе туда переехали, и теперь Катя продолжает обучение в медицинском вузе уже в Томске. 

За 10 лет работы проекта «Дистанционное образование» мы помогли более 1000 подросткам из 45 сиротских учреждений. Это стало возможным благодаря педагогам, которые разбирают с ребятами непонятные темы, готовят их к экзаменам и мотивируют их учиться. Если вы готовы стать репетитором, пожалуйста, напишите координатору проекта Светлане Чальцевой: chalcevas32@gmail.com.  

С 2023 года проект «Дистанционное образование» реализуется при поддержке Благотворительного Фонда поддержки социальных инициатив и оказания адресной помощи «ВТБ-Страна».

Поделиться
Все события
все новости
все семинары
все истории