Главная СобытияНовостиСемьям в кризисе поможет социальный куратор

Семьям в кризисе поможет социальный куратор

09.08.2022

Как улучшить систему помощи кризисным семьям — объясняет Елена Альшанская, президент фонда и руководитель секции «Семья, материнство и детство» Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере.

fbf1c800129d54211a4896515e5f2aa3.jpg

Много лет мы пытаемся добиться, чтобы изменилась система помощи семьям, чьи дети оказываются в приютах и детских домах. Когда 15 лет назад мы впервые столкнулись с этими детьми, у нас была искаженная картина в голове, что все они нуждаются в семейном устройстве. Что надо найти хорошие приемные семьи и всем помочь. Когда мы начали по-настоящему узнавать детей и их истории, знакомиться с кровными родителям, которые не могли забрать своих детей, иногда даже добровольно размещенных в детские дома, наше представление сильно поменялось.

Для очень большого процента детей самое правильное семейное устройство — это возвращение в родную семью. Однако этого очень часто не происходит. Прежде всего потому, что семьи, чьи дети оказываются в государственных учреждениях, не справляются сами, не могут изменить и исправить ту ситуацию, из-за которой ребенка у них отобрали, либо они были вынуждены добровольно написать заявление об устройстве ребенка в организацию.

Семьям с детьми, попавшими в острую кризисную ситуацию, необходимо вовремя оказывать помощь. Для них существующая система социального обслуживания недостаточна. Как это выглядит сегодня? Если семья не может справиться с воспитанием, с содержанием ребенка, да просто с тяжелыми жизненными обстоятельствами, она может добровольно ребенка отдать в учреждение. Но намного чаще ребенка забирают с полицией. Обычно это ситуации, когда родители или один из них зависим от алкоголя, реже наркотиков, или дети предоставлены сами себе.

При этом у нас никто не обязан предоставлять семье помощь, проактивно предлагать ее, работать с ней. Последние годы, благодаря изменению законодательства о детских домах (правильно они называются организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), если родитель туда добровольно ребенка отдает, то заключается трехстороннее соглашение. Там написано, что организация должна ему предоставить помощь в рамках законодательства о социальном обслуживании. Ну а дальше как всегда. Во-первых, эта организация не является поставщиком услуг и никаких социальных услуг предоставить не может. Во-вторых, по закону о социальном обслуживании для того, чтобы хоть какую-то социальную услугу получить, надо сначала написать заявление, собрать кучу справок, доказывающих, что ты имеешь на это право, потом комиссия будет признавать тебя нуждающимся, и только если ты этот квест прошел правильно, ты услугу можешь получить. Ту, на которую написал заявление. А имеет ли это отношение к реальному решению твоих проблем — никому особо не важно. Ну а если ты своего ребенка отвел в социально-реабилитационный центр или приют, а они у нас по закону не считаются организациями для детей-сирот, у них как бы другой статус, то там даже и договора нет с таким требованием. И в целом никто тебе ничего не обязан предлагать.

Кроме того, большинство семей, чьи дети попадают в детские дома и приюты, не справляются с требованиями к сбору документов. Они чаще всего находятся в длительном депрессивном, потерянном состоянии, они не верят в свои силы, теряются в социальных отношениях, часто не имеют образования и достаточных социальных компетенций, чтобы разобраться, что им нужно и как это получить, как изменить ситуацию. Тут совершенно не работает система социальных услуг, которая у нас больше всего похож на магазин заказов. Магазин заказов работает для людей социально адаптированных, подкованных, которые хорошо разбираются, кто им что должен и как это получить. Их дети обычно не оказываются в детских домах.

Для человека в реальном кризисе нужен совершенно другой подход. Нужна проактивная индивидуальная работа. Чтобы сам факт обращения с заявлением о том, чтобы разместить своего ребенка в приют или детский дом-интернат, сам факт приезда полиции с целью забрать ребенка уже были «критерием нуждаемости». И конечно не в отдельных видах услуг, которые родитель должен выбрать как в магазине — должен появиться человек рядом, который поможет разобраться в проблеме и в путях ее решения. Который будет с уважением относиться к семье, и нельзя будет какую-то комиссию без нее провести, а надо будет вместе обсуждать план и придумывать, как изменить ситуацию, которая привела к разлучению родителя и ребенка.

Семья — это сложная живая система, с живыми людьми, их взаимоотношениями, их представлениями о жизни, ценностями. Все это надо учитывать при работе. И задачей этой работы должно быть не «оказание услуг», а результатом не «10 000 услуг оказано», а реальные изменения: ребенок вернулся домой, там теперь безопасно и спокойно, мама справляется сама, а если что-то случится, знает теперь, куда обратиться за помощью.

Я часто слышу жалобы учителей, что сам подход к образованию как к «услуге» не позволяет выстроить живой процесс воспитания и обучения детей как процесс коммуникации и взаимного обмена опытом, знаниям, ценностями. Еще хуже в системе социальной защиты, которая у нас теперь так и называется «социальное обслуживание». Помочь человеку выйти из трудностей, научиться справляться с вызовами жизни — это не обслуживание. Это скорее похоже на процесс фасилитации, поддержки. И это все возможно, и более того, уже работает в России, но точечно, в отдельных общественных организациях, таких как наша, в отдельных районах и даже регионах. Но этого нет как системы и это никак не закреплено на законодательном уровне.

Работа с семьей может быть выстроена как единый процесс, в первую очередь, за счет введения куратора. Куратор организует работу с семьей и ребенком, определяет совместно с членами семьи причины трудностей, разрабатывает план социального сопровождения, сопровождает семью, следит за своевременным получением семьей услуг (помощи), помогает в общении с другими государственными и негосударственными службами, сопровождая семью. Мы предлагаем уже не один год пересмотреть этот подход и ввести систему индивидуального сопровождения, курирования. Очень надеюсь, что мы наконец будем услышаны.

Второй очень важный вопрос, который мы поднимали на совете — про семьи, чьи дети оказываются в детских домах из-за зависимости родителей. Фондом Тимченко и несколькими профильными некоммерческим организациями, в том числе нашим фондом, в ряде субъектов РФ было проведено исследование причин временного размещения детей в учреждения. Результаты показали, что в 31–46% семей один или оба родителя страдают от алкогольной (реже — наркотической) зависимости. 49% детей остались без попечения родителей из-за алкогольной зависимости родителей.

Мы не просто смотрели на причины, а прошли по сути путь, который прошла семья, поговорили со специалистами, работающими в системе соцзащиты, как они работают с такими семьями, поговорили с наркологами. В большинстве регионов эти системы никак не связаны. Нет никакой единой медико-социальной помощи и реабилитации. Да и в наркологию соцзащита чаще всего отправляет либо за справкой, что человек не стоит или стоит на учете — а это чистая формальность, либо кодироваться. Нет представления о необходимости комплексного, взаимного процесса помощи человеку. Нет взаимодействия, чтобы можно было понять, привержен ли родитель лечению, нет долговременных программ сопровождения зависимых, которые бы назначались при сопровождении в семьи. Нужны программы длительного сопровождения и реабилитации людей с зависимостями, а также долгосрочные программы, которые были бы направлены на формирование здорового образа жизни. Мы очень хотим, чтобы это начало меняться, и сопровождение и социальная реабилитация наконец заработали в нашей стране.

На последнем заседании Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере председатель совета Татьяна Голикова поручила секции «Семья, материнство и детство» представить в Минпросвещения, Минтруд и Минздрав России предложения по совершенствованию законодательства в целях профилактики социального сиротства и организации работы с семьями в трудной жизненной ситуации; по развитию стационарозамещающих технологий, направленных на профилактику помещения детей на стационарную форму социального обслуживания; по разработке дополнительных мер помощи семьям с детьми с ОВЗ; по внесению изменений в законодательство, направленных на реализацию комплексного сопровождения семей с детьми при предоставлении социального обслуживания.

Колонка была подготовлена для сайта газеты «Известия».
Поделиться
Все события
все новости
все семинары
все истории