Главная СобытияНовости«Если один человек уходит и все рассыпается — значит, системная помощь не налажена»

«Если один человек уходит и все рассыпается — значит, системная помощь не налажена»

10.07.2023

В конце июня команда экспертов программы «На стороне ребенка» вернулась из рабочей поездки в Нижегородскую область, где они проводили исследование системы профилактики социального сиротства. О том, как устроена эта работа, рассказали руководитель фонда Елена Альшанская и психолог Екатерина Перекатова.

mAPbXA2-zog.jpg

Зачем фонд проводит исследование?

В Нижегородской области команда фонда побывала в апреле и июне, и еще две поездки запланированы до конца года. Цель исследования — посмотреть, как устроена на практике работа с теми семьями, чьи дети попадают в учреждения для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей. Сотрудники фонда изучают, какая работа велась до и после того, как ребенок оказался в учреждении. «Мы рассматриваем работу разных служб и организаций — детских домов, домов ребенка, социально-реабилитационных центров, детских домов-интернатов, органов опеки, отделов социальной защиты, комиссий по делам несовершеннолетних — и общаемся с самими семьями, чтобы разобраться, какие ситуации приводят ребенка под опеку государства, — объясняет руководитель фонда. — Наша работа нацелена на то, чтобы снизить количество таких случаев и по возможности предотвратить это — вовремя оказать семье помощь».

Как происходит предварительный сбор информации?

Перед тем, как отправиться в регион, команда фонда обращается в учреждения Нижегородской области за анкетами детей, которые у них сейчас находятся:

— в детские дома, где живут дети, чьи родители ограничены в родительских правах или лишены их,
— в социально-реабилитационные центры, куда дети помещены временно,
— в детские дома-интернаты и дома ребенка, куда дети попадают в том числе по договору о получении социальных услуг. «Чтобы обеспечить необходимый уход, родители ребенка с ОВЗ выбирают такой способ заботы — помещают его в учреждение с круглосуточной медицинской помощью. Так происходит, когда альтернативных форм поддержки семье не предлагают», — уточняет психолог Екатерина Перекатова.

В каждой поездке команда фонда посещает один город Нижегородской области, в котором есть 1-2 подобных учреждения.

Как проходит сам выезд в регион?

В первый день эксперты фонда приезжают в учреждение, проводят интервью с его сотрудниками по анкетам детей, которые прислали до этого, и разбирают случаи в подробностях. «Например, семья давно состояла на учете, в доме были антисанитарные условия, небезопасные для детей. Сотрудники опеки неоднократно говорили об этом родителям, предлагали им что-то исправить, но ситуация не менялась. И тогда ребенка поместили в учреждение, пока родители наведут в доме порядок, — рассказывает Екатерина Перекатова. — Другой пример: ребенок находится в учреждении по договору социальных услуг. Родители поместили его туда, потому что у него инвалидность и ему нужна медицинская помощь».

После разбора случаев с сотрудниками детских домов и других организаций команда фонда общается с родителями. «Если родители соглашались с нами побеседовать, мы договаривались о встрече в каком-то удобном месте: с одной мамой мы разговаривали на главной площади города, а с другой — во дворе ее дома», — продолжает психолог. Команда фонда узнает у родителей, как выглядит ситуация с их точки зрения: получала ли семья помощь до того, как ребенка разместили в учреждении, оказывается ли семье какая-то поддержка сейчас, чтобы родители могли вернуть ребенка. Сотрудники фонда могут поговорить и с самим ребенком, если он старше 15 лет и не против беседы. Такая встреча может происходить в присутствии психолога детского учреждения.

У сотрудников учреждений команда фонда также собирает информацию о том, какие еще организации работают с семьей. И тогда специалисты едут в службу соцзащиты, в центр содействия семье, в комиссию по делам несовершеннолетних, иногда — в полицию по делам несовершеннолетних. Они берут интервью у сотрудников, спрашивают, как была организована работа в семье, как они оценивают перспективы этого случая — возможно ли возвращение ребенка в семью, какие трудности они видят в своей работе, а что у них получается успешно. Если в конкретный случай были включены какие-то некоммерческие организации, команда фонда старается встретиться с ними и выслушать их сторону, чтобы рассмотреть ситуацию комплексно.

От чего зависит система помощи семьям?

В разных регионах и даже в разных городах области система помощи может быть устроена по-разному. Например, в одном районе в каждой деревне есть соцработник, а в другом — он один на несколько деревень. По-разному может быть устроено и взаимодействие организаций. Например, в одном городе все службы, которые занимаются проблемами профилактики, находятся в одном здании, многие сотрудники знают друг друга в лицо, у них налажены связи, а в другом городе сотрудники подобных учреждений взаимодействуют редко и чисто формально.

«Человеческий фактор, конечно, имеет значение, — говорит Екатерина Перекатова. — Например, соцработник, который много лет живет в одном населенном пункте и понимает его специфику, может использовать свои навыки, чтобы разрешить какой-то сложный случай. Но переоценивать влияние человеческого фактора не стоит, потому что в идеале работать должна система. Она должна быть выстроена так, чтобы функция не была привязана к человеку или структуре, чтобы в случае, если уволится какой-то специалист, помощь бы не прекращалась, а сохранялась в полном объеме.
Если один человек уходит и все рассыпается, значит, системная помощь не налажена. Цель нашего исследования в том, чтобы система работала и помогала».

После сбора, обработки и анализа данных сотрудники фонда предложат рекомендации по совершенствованию системы помощи семьям и детям — на основе результатов исследования будет разработана концепция единой модели помощи детям, учитывающая особенности данного региона.

«Поездка в Нижний Новгород — часть системной работы нашего фонда по исследованию проблематики сиротства, — объясняет Елена Альшанская. — С 2015 года мы занимаемся мониторингом работы детских учреждений и уже неоднократно проводили подобные исследования, в частности, в Москве и Челябинской области. Мы накопили большой экспертный опыт, и я надеюсь, что наш взгляд будет полезен региону».

Исследование проводится нашим фондом совместно с коллегами из проекта Народного фронта «Регион заботы» и РБОО «Центр лечебной педагогики» при поддержке правительства Нижегородской области.

В исследовании также принимали участие коллеги из Высшей школы экономики, которые помогали фонду его проводить.
Поделиться
Все события
все новости
все семинары
все истории