Главная СобытияНовостиДети с трудным поведением: психологи фонда подготовили рабочую тетрадь в помощь приемным родителям

Дети с трудным поведением: психологи фонда подготовили рабочую тетрадь в помощь приемным родителям

24.10.2023

Психологи фонда разработали для приемных родителей рабочую тетрадь с упражнениями, которые помогут им управлять своим эмоциональным состоянием и лучше понимать детей. Это приложение к циклу занятий «Школа для приемных родителей детей с трудным поведением».

РТ САЙТ 03.png

— Мы с огромным уважением относимся к приемными родителями и понимаем, с какими трудностями им приходится сталкиваться при воспитании приемных детей, — говорит одна из авторов рабочей тетради и психолог фонда Алена Синкевич. — Навыки выживания в системе и навыки жизни в семье очень разные, и детям бывает трудно осознать произошедшую перемену и адаптироваться к ней. Мы работаем в проекте, который занимается помощью приемным семьям. Он существует с 2011 года, и за это время мы накопили большой опыт работы с семьями. В том числе с семьями, которые воспитывают детей с трудным поведением.

Год назад в помощь таким семьям фонд запустил онлайн-курс из 15 занятий, на которых психологи рассказывали приемным родителям не только о том, как быть с трудным поведением ребенка, но и как помочь себе справиться с тем стрессом, который возникает в ответ на это поведение.

Теперь в дополнение к курсу психологи фонда разработали рабочую тетрадь. В ней собраны упражнения, которые помогут родителям управлять своим эмоциональным состоянием, находить ресурс, когда происходит выгорание, и в целом лучше понимать себя, свои чувства и ребенка.

Скачать рабочую тетрадь можно по этой ссылке. Это бесплатно. А вот и одно из упражнений из пособия:

Упражнение «Моя семьи и внешний мир»

3wJttuWFc6Pyg1tzUcEDO5OZtA7s_C6ZEXX-bF1v7EnJa5mxfpPR32vSeyzNxgKKxI5Avx_ApQn0vWH-Y4ESEbAP.jpg

В бумажной тетради нарисуйте схематично вашу семью. Это может быть несколько геометрических фигур или просто маленьких фигурок. Сейчас не стоит задача нарисовать вас детально и подробно. Рисунок вашей семьи на листе не должен занимать много места.

Теперь, пожалуйста, нарисуйте организации, структуры, которые взаимодействуют с вашей семьей извне (школа, детский сад и т.д.). Изобразите их тоже схематично.

После того, как вы закончите рисовать, посмотрите, пожалуйста, на ваш рисунок.

Что вы видите? Какие чувства, эмоции, мысли, телесные ощущения рождаются у вас от рисунка в целом? Картинка приятная или скорее тревожная?
Посмотрите, как близко расположены эти внешние «объекты» по отношению к вашей семье? А как бы вам хотелось, чтоб они были расположены — дальше или ближе? Какое воздействие они оказывают на вашу семью, какие вы выбрали цвета и формы для этих внешних объектов?

Возможно, эта картинка поможет вам осознать, как вами ощущается взаимодействие вашей семьи с внешними организациями, внешним миром. Возможно, вы чувствуете с их стороны какое-то давление на вас, высокие ожидания или требования?

Если вы заметили это, обратите внимание на ваши чувства, на ваши собственные границы — личные границы и границы вашей семьи. Подумайте, можно ли изменить этот дискомфорт (давление, ожидания, требования) или повлиять на него? Например, продавщица в магазине недружелюбно настроена к моим детям. Тогда я могу принять решение ходить в другой магазин, если мое состояние от этого улучшится, пусть это и потребует больше времени.

Задание 1: Напишите, пожалуйста, ниже рисунка три фразы/слова, отвечающих на вопрос: «Кто мы как семья?»

Задание 2: А теперь напишите, пожалуйста, три фразы/слова, отвечающих на вопрос: «Кто я?»

Принимая ребенка в семью, вы делали это, исходя из каких-то ваших ценностей, потребностей, желаний, возможностей и способностей.

Задание 3. Вспомните сейчас о них и напишите, пожалуйста, три «причины», а сейчас посмотрите на вашу картинку, где изображена ваша семьи и внешние организации, и скажите себе:

«Я — это (подставьте сюда одно или несколько определений себя из Задания 2), и моя семья это — (подставьте сюда одно или несколько определений семьи из Задания 1). Я приняла решение взять на воспитание ребенка/детей, потому что (подставьте сюда причины из Задания 3). Вокруг нас есть внешний мир, у которого есть определенные ожидания от нас. И я могу принять решение, насколько я хочу оправдать ожидания мира, а насколько я хочу следовать своей программе».

Запишите этот текст в свою бумажную тетрадь.

Нам кажется очень важным подумать на тему того, что мы можем принять, а что мы хотим изменить в нашей жизни. Иногда само понимание помогает нам быть спокойнее и счастливее.

Мы предлагаем повторять это упражнение время от времени, чтоб вы могли видеть, как меняется ваше восприятие обстоятельств жизни.

Скачать Пособие



«Рабочая тетрадь для родителей приемных детей с трудным поведением» подготовлена при поддержке Фонда президентских грантов.

pgrants_logo_gp_horizontal.png
Поделиться
Все события
все новости
все семинары
все истории