Главная СобытияИсторииЗачем приемному родителю учиться в школе?

Зачем приемному родителю учиться в школе?

20.01.2023
Существует мнение, что родитель, вырастивший кровных детей, без проблем справится с воспитанием приемного ребенка. Зачем же нужно обучение?

С 2021 года фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» проводит исследование о том, как в обществе относятся к приемному родительству. Эта работа проходит при поддержке фонда «Абсолют-Помощь». В 2022 году в рамках исследования был проведен опрос, который показал, что 31% участников не считают, что воспитывать приемного ребенка сложнее, чем кровного.

НА САЙТ СТАТЬЯ.png

В России все кандидаты в приемные родители обязаны проходить обучение в школе приемных родителей (ШПР), и опыт нашего фонда говорит о том, что такое обучение — это не просто формальность. Недавно мы провели небольшой опрос среди приемных семей и попросили ответить на вопрос, считают ли они полезной учебу в ШПР и в чем именно.  Интересно, что среди респондентов есть люди, которые прошли ШПР повторно.

Ответ 1

У меня один ребенок под опекой, кровных детей нет. Учеба в ШПР дала понимание, что у моего ребенка уже есть собственный жизненный опыт и его поведение — следствие этого опыта. Я этот опыт не отрицаю, а отношусь к нему с пониманием и терпением. Занятия в ШПР также помогли получить ответ на вопрос, соблюдать ли тайну усыновления. Мы решили, что в нашей семье тайны не нужны. Занятия в ШПР помогают приемному родителю научится понимать и уважать своего ребенка.

Ответ 2

Мое мнение: учеба в ШПР нужна обязательно. Потому что приемное родительство требует осознанного подхода, опираться на свой жизненный опыт — недостаточно. Кровного ребенка начинаешь воспитывать с рождения, а приемный ребенок приходит в семью с огромным дефицитом. Все приемные дети травмированы, с травмой не справиться без помощи специалистов. ШПР более дает человеку понять, сможет ли он быть приемным родителем, по силам ли ему это.

Пока главное различие между приемными и кровными детьми, которое я замечаю — в состоянии здоровья, здесь проблем у приемного ребенка больше. Общий курс я проходила, чтобы пополнить свои знания, послушать других приемных родителей, узнать что-то новое, может быть, научится на чужих ошибках. Нашла для себя много ответов — узнала о травме детей, о детях с ОВЗ. У нас ребенок с инвалидностью, и этот курс был очень полезен для меня.

Ответ 3

У меня двое кровных детей и один приемный. Я была уверена, что узнаю в ШПР что-то новое. Мы получили огромный объем новых знаний по тем вопросам, с которыми не сталкивались при воспитании своих детей. Преподаватели давали методические материалы, разбирали с нами практические вопросы. Благодаря этой поддержке я спокойно прошла процесс адаптации, и теперь мы двигаемся дальше.

Воспитывая приемных детей, мы столкнулись с двумя проблемами — адаптационный период и проблемы со здоровьем. ШПР со своими авторитетными преподавателями, прекрасно организованными занятиями значительно облегчает жизнь с новым членом семьи. Не надо тратить силы и время на поиск решений в ситуациях, которые являлись для нас новыми. Мы оказались к ним готовыми благодаря ШПР. Приемный ребенок — это уже сформированный человек с устоявшимися привычками, психологическими травмами, неожиданными потребностями, в этом его отличие от кровного. С удовольствием продолжу обучение, лишних знаний в этой области не бывает.

Ответ 4

Я шла в ШПР, чтобы быть готовой ко всему. Подстелить соломки, так сказать. А во время обучения поняла, что это необходимо для поддержки и для калибровки себя. Из ШПР я вынесла знания и контакты.

Ответ 5

Опыт моего приемного родительства — 9 лет. У меня четверо приемных детей, есть и кровные дети. Я считаю, что ШПР — важный и необходимый период в подготовке к приемному родительству. Нужно использовать опыт специалистов, других приемных родителей, чтобы наименее травматично как для ребенка, так и для родителя проходить этот путь.

Кроме ШПР я прошла несколько обучающих курсов в фонде. Это мне помогло понять причины многих проблем. Моему приемному сыну сейчас 9 лет, а брала я его в годик, на нем до сих пор сказывается то, что он до года жил в учреждении. У него была очень сильная депривация. До сих пор есть психологические проблемы, но мы с ними работаем. Пройдя курс, я поняла, в чем корень проблем, что делать, к кому мне обращаться, знаю, где я смогу справиться сама, а где без психолога я не справлюсь. И оттого, что я это знаю, мне легче жить, потому что переживание этих проблем отбирает много ресурса. Я бы не справилась без психологов фонда, сама бы я до этого очень долго доходила. ШПР дает большой объем концентрированной информации. Просто берешь эти инструменты и работаешь, не тратя времени. Я благодарна и обязательно буду записываться на новые обучающие курсы.

Ответ 6

Я проходила ШПР перед тем, как взять первого ребенка, но, когда взяла второго, ознакомилась с материалами на сайте фонда, решила пройти ШПР еще раз. Проходила и другие, специализированные курсы. Повторение материала всегда актуально, со временем оттачиваются определенные навыки, но все приемные дети с разной историей, поэтому важно посмотреть на отношения с вновь поступившим к тебе в семью ребенком с разных сторон.

Мне было полезно вспомнить пройденный материал, сейчас многое из курса воспринимается иначе, актуальны другие темы. Мне было важно получить на свои вопросы ответы специалистов — не только педагогов, но и юристов, врачей. Все примеры в кейсах оказались близки к нашей реальности. Мне стало легче ориентироваться в новых и непростых жизненных ситуациях, т.к. обладаю информацией, знаниями и инструментами. За инструменты — отдельная благодарность. Появилась возможность установить важные контакты — как со слушателями курсов, так и со специалистами, поддерживать другие приемные семьи, делясь знаниями. Я знаю, что многие из нас ждут выхода новых курсов вашего фонда. Главное, что дает ШПР — ощущение, что ты не один, что у тебя есть поддержка и многое решаемо.

Ответ 7

ШПР я проходила дважды, кроме того, проходила курсы посвященные детям с ОВЗ. Это был очень полезный опыт. Я сама педагог, но я бы таких бы дров наломала! Пыталась бы переделать своих детей, исправляла бы их вместо того, чтобы подстраиваться. Теперь понимаю, что значит, когда дети с серьезной травмой. Эти травмы надо отрабатывать, на них нужно правильно реагировать. ШПР помогла мне понять, что приемные дети — это особые дети, они с похожи и не похожи на домашних, где-то им нужно повышенное внимание, где-то надо промолчать, где-то — порадоваться, что ребенок отреагировал, выдал какую-то эмоцию.

Первое время мои дети были «замороженными». Если бы я не знала причин, я бы, наверное, реагировала неправильно, не в интересах ребенка. Новые знания помогли мне и с кровным сыном, который был в переходном возрасте во время нашего адаптационного периода. Мы смогли пройти адаптационный период, и дети влились в семью, наша семейная система собралась, как кубик Рубика.

Приемное родительство это труд — ежечасный, ежесекундный, без отдыха. Нужно дать тепло детям, понять их, выстроить систему, но, кроме этого, много бумажной работы — сбор документов, хождение по инстанциям. И какие-то неожиданные вещи, например, вопросы соседей. Все это требует ресурса. Занятия в ШПР стали для меня поддержкой, появилась возможность решить накопившиеся вопросы.


Пребывание в детском доме накладывает отпечаток на поведение ребенка. Для того, чтобы приемным родителям было легче понимать, почему дети с опытом сиротства ведут себя иначе, в нашем фонде есть целое направление, которое поддерживает замещающие семьи. Для приемных родителей есть информационный центр, куда они могут записаться с ребенком на консультацию к психологу, неврологу, юристу или другому специалисту. Для семей, которые проживают не в Москве, есть горячая линия, на которой можно получить ответ на волнующий вопрос. В школе приемных родителей регулярно проводятся дополнительные курсы в помощь семьям, большинство из них проходят онлайн. Родителям, взявшим на воспитание детей со сложными диагнозами, фонд помогает с лечением и реабилитацией. Узнать подробнее о программе и поддержать ее работу можно по ссылке.
Поделиться
Все события
все новости
все семинары
все истории