В конце июля пятеро студентов тренировочной квартиры, двое сопровождающих и волонтер отправились в путешествие. 5 дней они провели в Вологодской области, где на месте затопленного села Крохино осталась церковь Рождества Христова в Белозерье. Ее консервацией и восстановлением занимаются волонтеры благотворительного фонда «Крохино. Незатопленные истории Белого озера».
Мария Рыльникова, координатор проекта «Быть рядом»:
Еще недавно у человека с инвалидностью и без семьи не было других вариантов, кроме как жизнь в психоневрологическом интернате (ПНИ). С появлением проектов учебно-тренировочного и сопровождаемого проживания у нескольких десятков тысяч людей появился шанс жить как все — дома, но с необходимой поддержкой сопровождающих.
Сопровождающие, тренеры, тьюторы, ассистенты — в разных проектах этих сотрудников называют по-разному, а задача перед ними стоит очень важная и сложная: помочь научиться молодому человеку жить самостоятельно, освоить те навыки, которые обычно люди получают в семье и которые невозможно получить в интернате, научить принимать решения и делать выбор, но при этом не делать все за студента, а просто быть рядом, оставлять пространство для совершения маневра и во всем поддерживать. По сути, сопровождающие — это люди, которые помогают наверстать все упущенное, все то, что не дала человеку семья, чтобы стать самостоятельным.
Поездка планировалась долго и тщательно. Студенты выбирали и покупали спальные мешки, непромокаемую обувь и дождевики на случай плохой погоды, плавки и шорты — на случай хорошей, запасались фонариками и репеллентами, покупали в дорогу, лапшу быстрого приготовления, чай и сахар — каждому по пачке, чтобы перекусывать в поезде «Москва-Череповец». Для каждого из студентов поездка стала персональным испытанием. Кто-то впервые путешествовал на поезде, кто-то впервые так далеко уезжал из Москвы, кто-то впервые путешествовал на инвалидной коляске. Сопровождающие впервые отправились со студентами в путешествие, обещавшее много впечатлений, но требующего ответственной подготовки и большого терпения.
Екатерина Юшкина, сопровождающая в проекта «Ясная квартира» и волонтер в проекте «Быть рядом»:
Наши студенты родились и выросли в Москве. За 1,5 года участия в проекте они все научились хорошо ориентироваться в городе. А вот в условиях «дикой природы» они не бывали, только у одного студента был опыт коротких походов с палаткой. Поэтому я первую очередь переживала за их безопасность. Место, куда мы ехали, — это по сути остров. Вдруг кто-то их них проснется ночью, пойдет гулять, упадет в воду, а мы даже не услышим? Утром я первым делом пересчитывала их по головам, торчащим из спальников. Раз, два, три, четыре, пять — фух, все на месте!
Второй моей заботой было здоровье ребят. В поезду я собрала огромную аптечку «от всего», взяла даже шприцы и ампулы с обезболивающим. Кое-что пригодилось — стерильная иголка, чтобы вытащить занозу, мазь от ушибов и средства для пищеварения.
Одной из наших первых задач в начале проекта было научить ребят планировать свой рацион, покупать продукты и готовить еду. В квартире они с этим справляются отлично. Но вот на острове оказались другие правила. Там нет магазина в пешей доступности. Чтобы добыть еду и питьевую воду, надо плыть на лодке, потом ехать на машине до деревни, купить, привезти все обратно и разгрузить. Потребовалось много раз повторить студентам, что еду надо экономить, но они все равно пытались съесть все и сразу, думая пополнить запасы в ближайшем магазине, как привыкли делать это дома. Я думаю, такой опыт был им очень полезен, ведь в реальном взрослом мире еда — не бесконечный ресурс, хотя живем мы не на острове.
Путешествие подарило студентам много эмоций, положительных и отрицательных. Когда один из мальчиков зашел в туалет он задумчиво сказал: «А что здесь делать, воды-то нет». Зато все ходили в баню, и она им очень понравилась.
Полина Соколова, куратор подростковых программ в Еврейском музее, волонтер проекта «Ясная квартира»:
С Марией Рыльниковой я познакомилась у нас в музее. Я знала о проектах фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» и выловила Машу в очереди в гардероб, чтобы рассказать о себе и предложить свою помощь студентам тренировочной квартиры. Так мы придумали лагерь.
У меня был опыт работы в детских лагерях, но мне хотелось испытать свои силы в инклюзивом проекте. Пикантности ситуации добавил и тот факт, что я сама очень городской человек, привыкший к комфорту, и это путешествие было и для меня испытанием. Моим самым главным ожиданием от поездки было предвкушение всевозможных неожиданностей. Так и вышло.
Мария Рыльникова, координатор проекта «Быть рядом»:
Мы задумывали эту поездку как смену привычной среды, возможность новых впечатлений. Ребята отправились на остров с затопленной церковью, в которой сейчас ведутся восстановительные работы. Студенты оказались в условиях, где их жизнь зависела только от них. Ничего не возникало на острове само по себе, как всегда уже сладкий чай в интернате: еду надо было готовить на полевой кухне, посуду мыть водой, которую сами принесли из реки, топить баню по вечерам.
Ребята посильно помогали команде Крохино с восстановительными работами на острове: таскали песок и доски, рубили сучья. Это не было курортом, санаторием с шестиразовым питанием. Мы старались дать ребятам тот опыт, который поможет более устойчиво стоять на ногах, а страховали их наши девушки-сопровождающие.
Полина Соколова, куратор подростковых программ в Еврейском музее, волонтер проекта «Ясная квартира»:
Я приготовила для ребят разные игры — в основном на внимательность, на поиск и исследование, но были и такие, чтобы просто повеселиться и развлечься. Мне очень понравилось, как быстро они включались в любую активность, как были открыты ко мне, с какой радостью принимали новое. Я и сама заряжалась их оптимизмом.
Анна Сёмушкина, сопровождающая в проекта «Ясная квартира», волонтер проекта «Быть рядом»:
В лагере было двое сопровождающих на пятерых студентов и волонтер Полина, которая очень помогала переключить внимание ребят, помочь им расслабиться, а нам — отдохнуть.
Меня удивило, с каким энтузиазмом ребята принимали все то новое, что предложило им путешествие. Они с радостью брались за любую работу, пока не поняли, насколько она тяжелая. Когда поняли, энтузиазм, конечно, поубавился. Но показать, насколько другой бывает жизнь, и было задачей нашего путешествия. Что ресурсы — еда, питьевая вода, электричество — не бесконечны. Чтобы помыть посуду, нужно не просто открыть кран и намылить губку, а натаскать воду из реки в рукомойник, а потом вынести ведро с грязной водой.
На острове очень красиво. Один из студентов решил, что где-то недалеко океан. Ребята купались, многие — впервые, ведь никто из них не умеет плавать, загорали, любовались закатами. Думаю, это путешествие запомнится им надолго.
Полина Соколова, куратор подростковых программ в Еврейском музее, волонтер проекта «Ясная квартира»:
Работа сопровождающих меня поразила. Эта работа требует большой вовлеченности, ответственности, внимательности. Но самое главное — как много мысли вкладывается в эту работу. Бытовые условия на острове были сложными, ребята справлялись с ними не очень хорошо, и казалось, что проще и быстрее уже все сделать самой. Но это не имеет ценности, ведь тогда ребята ничему не научатся. Сопровождающие стремятся именно научить ребят, неважно сколько времени и ресурса на это понадобится и будет ли вообще результат — в любом случае они получат опыт. Сопровождающие дают студентам много пространства для того, чтобы учиться на своих ошибках. Это совершенно новый для меня подход.
В проекте «Ясная квартира» открыта вакансия сопровождающего. Если вам интересно узнать подробности и попробовать свои силы, свяжитесь с Биргит, куратором проекта: +7 903 590-90-29.
Проект «Ясная квартира» реализуется при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».
Поделиться