Главная СобытияИстории«Мне так плохо — заметьте это, наконец»: в чем причина самоповреждающего поведения у приемных детей

«Мне так плохо — заметьте это, наконец»: в чем причина самоповреждающего поведения у приемных детей

29.10.2023

Психолог фонда Алена Синкевич объясняет, из-за чего дети с опытом сиротства могут причинять себе физическую боль, как на это реагировать родителям и что делать, чтобы помочь ребенку.

craLqwADTkXZl945vwej-NgV5gKtSR-HtqsavUtSNopFaAxjm9-wXc8W3Qu1NxE6lq1Q3HP8535Yv6trNqpkYXSg (1).jpg

Когда мы говорим о самоповреждающем поведении, нужно понимать, что у него может быть разная природа. Причем эта разница будет существенной. У детей в детдомах, особенно отказных с рождения, возникают большие сенсорные дефициты. То есть их тело недополучает нужных стимулов для получения ощущений, и ребенок старается это как-то компенсировать.

Когда ребенок ненамеренно причиняет себе боль

Когда дети, раскачиваясь перед сном, ранят себя, потому что в крайних точках бьются головой о кровать, они при этом не ставят задачу причинить себе боль. Задача скорее — дать телу такие сенсорные ощущения, которые помогут ему заснуть.

Приведу другой пример. Уже взрослая совершеннолетняя девушка с детства раскачивается, подогнув под себя колени. Из-за того, что она сидит так по нескольку часов каждый день, у нее на внешней стороне ступни образовались мозоли, которые не проходят, постоянно трескаются, лопаются и кровоточат. И это не является целью ее поведения. Это следствие раскачивания, как и удары головой о край кровати.
Потому что если бы ребенок хотел разбить лоб, он бы подошел и разбил.

Что делать в таких случаях?
Начинать нужно с заботы о теле. Мы ставим подушки в тех местах, где ребенок ударяется, и стараемся насытить его потребность в получении вестибулярных ощущений какими-то иными способами. Если ребенок раскачивается перед сном, то мы стараемся создать более здоровый ритуал засыпания. Но тут надо понимать, что это не всегда работает. Если ребенок сильно привык к раскачиванию перед сном, то наша задача — сделать так, чтобы ребенок не получил травму, хотя раскачивание может сохраниться.

Как в случае с той взрослой девушкой. Мы много обсуждали с ней, что она могла бы еще делать, но выяснили, что только раскачивания помогали ей успокоиться. И мы оставили это как копинг-механизм (стратегию преодоления стресса). Но когда ребенок еще маленький и не так сильно привык к своему ритуалу, можно пытаться придумать вместе с ним другой способ помочь ему уснуть.

Когда ребенок целенаправленно занимается самоповреждением

У целенаправленного самоповреждающего поведения бывают разные функции. Один из возможных мотивов: «Я испытываю много подавленной злости, но я не могу выразить ее, нападая на окружающих, поэтому я выражаю ее нападением на себя».

Другой мотив — снятие эмоционального напряжения через совершение запретных действий. Использование матерных слов для выражения сильных негативных эмоций — из этого же разряда. Люди придумали, что есть слова, которые произносить нельзя, поэтому, когда мы их в сердцах произносим, то тратим большую часть своего аффекта на преодоление этого запрета, отчего нам становится легче. Так же и с битьем посуды. В нашей обычной жизни мы тратим много внутренней энергии на то, чтобы хрупкий фарфор не разбился. А тут берешь — и хлопаешь тарелку об пол, нарушая таким образом запрет и снижая внутреннее напряжение. Примерно то же происходит, когда ребенок ранит свое тело. Он знает, что тело уязвимо и что в повседневной жизни надо свое тело оберегать и заботиться о нем, а повреждая тело, он нарушает сильный запрет.

Третья причина — привлечение к себе внимания. Иногда ребенок таким образом сигналит: «Мне так плохо — заметьте это, наконец».

Четвертая причина — наказание себя. Дети винят себя за то, что было в их прошлой жизни. Когда они хотели с чем-то справиться, но не смогли. Например, ребенок может говорить, что он должен был остановить свою кровную маму, когда она пила. В этом случае мы стараемся ему объяснить, что взрослый человек несет сам ответственность за свою жизнь: «Ты не мог помешать маме пить, и это не твоя вина, потому что это не твоя ответственность. Но это не отменяет твоей любви к маме и маминой любви к тебе».

У самоповреждения может быть еще одна причина. Когда ребенок испытывает сильный стресс, он может ничего не чувствовать. И он делает себе больно, чтобы вернуть ощущение своего тела. Психотерапевты советуют в таких случаях носить на руке резинку, оттягивать ее и отпускать, совершая такие легкие шлепки, чтобы снова почувствовать свое тело.

Как понять, по какой именно причине ребенок причиняет себе боль
Все зависит от того, что он делает со следами самоповреждающего поведения. Если это было ненамеренно, то он будет скрывать следы и стыдится своих действий. Если же причина в привлечении внимания, то ребенок будет наоборот демонстрировать свои раны.

Как взрослые могут помочь
В идеале реагировать на самоповреждающее поведение ребенка нужно спокойно и частями. И первая часть — про заботу о теле. «Смотри, ты можешь занести инфекцию, поэтому, пожалуйста, используй антисептики и обрабатывай раны. А еще у тебя могут остаться шрамы, так что после антисептика нанеси, пожалуйста, вот эту мазь». Чем больше мы выставляем вокруг этого действия заботы о теле, тем сильнее мы идем в противовес со всем происходящим. Мы как будто бы запускаем альтернативную программу действий. Вторая часть — помочь ребенку понять, какое чувство он испытывает тогда, когда начинает причинять вред своему телу, и поработать с его эмоциями с психологом. Есть какая-то причина, которая заставляет его испытывать сильнейшее эмоциональное напряжение. Обычно это бывает или страх, или злость, или отчаяние — какая-то эмоция из спектра негативных.

Но опять повторюсь, что начинаем мы всегда с заботы о теле. Ребенок в этот момент находится в состоянии, близком к неосознанному, а нам надо туда вернуть много осознанности: приготовь себе заранее антисептик, стерильную салфетку… Таким образом рушится спонтанность, и сам процесс становится ненужным.


Самоповреждающее поведение — один из примеров трудного поведения, которое встречается у детей с сиротским опытом. В сентябре 2022 года при поддержке Фонда президентских грантов мы запустили онлайн-школу для приемных родителей детей с трудным поведением (посмотреть записи семинаров можно по ссылке). Это поведение, которое сформировалось вследствие опыта сиротства: например, воровство, агрессия, протестное поведение и непослушание, трудности в построении привязанности и другие характерные проявления.

pgrants_logo_gp_horizontal.png
Поделиться
Все события
все новости
все семинары
все истории