Главная СобытияИстории«Это наполняет меня радостью». История волонтера в ПНИ

«Это наполняет меня радостью». История волонтера в ПНИ

17.01.2024

Эсмира Джафарова — волонтер команды «Быть рядом». Уже 6 лет она проводит творческие занятия для ребят из ПНИ № 16. Мы поговорили Эсмирой о том, что такое ПНИ, как она помогает ребятам из интерната и как эта работа наполняет ее радостью.

DSC04004.jpg
Что такое ПНИ? Это психоневрологический интернат, учреждение, где на постоянной основе живут выпускники детских домов, которые достигли совершеннолетия, и по разным причинам не могут проживать самостоятельно. В ПНИ живут и ребята из семей. Так бывает, когда родственники не могут оказать им должный уход. Некоторые живут на пятидневке, а кого-то родители забирают домой каждый день после работы.

Еще в ПНИ есть отделение милосердия, где живут люди с тяжелыми заболеваниями, в основном лежачие, не имеющие возможности выйти на улицу. По моим ощущениям, больше всего в ПНИ выпускников детских домов.

Когда я проходила обучение в фонде, обязательное для всех волонтеров, то ничего не знала о ПНИ. Нам рассказывали довольно пугающие вещи об интернатах, чтобы мы были готовы к худшему. А потом показали статистику, и я увидела, что в ПНИ № 16 на 770 человек всего 5 волонтеров. То есть один волонтер на 154 человека. Я подумала, что это очень мало, и решила присоединиться к команде волонтеров этого интерната.

На первый взгляд атмосфера в ПНИ может показаться гнетущей. Но когда начинаешь общаться с ребятами, понимаешь, что они очень добрые, улыбчивые, общительные, тактильные и что они ничего плохого тебе не сделают.

Казалось бы, раз люди живут в психоневрологическом интернате, значит у них должно быть тяжелое ментальное заболевание. Но я вижу немного другую картину. Кроме ребят с синдромом Дауна или умственной отсталостью, есть ребята с педагогической запущенностью. Они не умеют читать, писать, не знают математики, но при этом они абсолютно сохранные и деятельные.

DSC03985.jpg
Ребята из ПНИ, там их называют «проживающие», очень разные и ведут разный образ жизни. Есть дееспособные проживающие. Они могут ходить на работу, выходить в город по заявлению. Но те, кто ограниченно дееспособны или лишены дееспособности, могут выйти за пределы ПНИ только по письму опекуна, родственника или НКО.

Часть ребят работают. Это работа на территории ПНИ: озеленение, уборка и благоустройство территории или работа в мастерских. Интернат организует выезды на различные мероприятия, спортивные соревнования и даже своего рода летние каникулы. В ПНИ № 16 хорошо организована спортивная секция. Ребята часто побеждают на соревнованиях по футболу, волейболу, теннису.

Проживая в ПНИ, можно при желании вести довольно активный образ жизни, но не совсем полноценный.

Самое главное, чего нет в ПНИ — свободы выбора.

Есть расписание приема пищи. Хочешь есть, не хочешь — ешь. Пропустил — жди обеда или ужина. Готовить сами проживающие не могут. Есть уроки кулинарии, но не все их могут посещать, да и толку от них без ежедневной практики немного.

У ребят из ПНИ большой дефицит обычных, привычных для нас навыков самостоятельной жизни и простого общения. Некоторым ребятам назначают сильнодействующие препараты, которые могут подавлять их умственную деятельность, их желания и волю.

Сложное поведение или конфликт грозят отправлением в психбольницу, где человеку назначают еще более сильные лекарства. После такого лечения возвращается в интернат шелковый, очень удобный человек, который больше не конфликтует, по крайне мере какое-то время.

Я прихожу в ПНИ, чтобы проводить с ребятами творческие занятия. Мы уже перепробовали все: лепили, рисовали, вырезали, делали всевозможные поделки. Это помогает развивать мелкую моторику. В хорошую погоду мы играем на улице в настольные или подвижные игры, а один раз украшали сцену шариками к празднику. Во время занятий мы общаемся, смеемся, поем песни. Время проходит весело.

На занятия в основном приходят ребята с ментальными нарушениями и ограниченно дееспособные, им сложнее найти себе дело, скучно слоняться целый день по интернату. Сохранные ребята предпочитают работать.

DSC03970.jpg
Я помню, как в первый раз пришла в ПНИ. Мы поднялись на этаж, и нас встретил человек на четвереньках. Он шел по коридору и на всех рычал. Такой был лев. Люди смотрели на него и смеялись. Вот тогда я поняла, что это правильное место для меня, я попала по адресу.

Со своим подопечным Славой я познакомилась тогда же: в 2018 году, в самый первый день, когда пришла в интернат. Год Слава ко мне присматривался, а потом попросил или предложил стать его наставником. Я была не против. Слава ограниченно дееспособен, но в общении он совершенно обычный человек, даже очень целеустремленный и работоспособный. Он моет полы на административном этаже интерната и работает на кухне. Он всех знает и обо всех заботится. Стоит нам выйти из интерната погулять, как начинаются один за одним звонки: «Слава, ты где»? Такой вот незаменимый человек.

Мой опыт волонтерства в ПНИ дал мне много, но больше всего помог развиться такому качеству, как терпимость.

Я вижу, что люди разные и если кто-то ведет себя не совсем обычно, значит на это есть причина. И никакой человек с особенностями не заслуживает ни осуждения, ни агрессии.

А еще эта работа наполняет меня радостью. Бывает идешь на занятие никакой, уставший, а выходишь — наполненный жизнью и радостью. Это значит, что я все делаю правильно.

Проект «Быть рядом» помогает воспитанникам детских домов и психоневрологических интернатов и выпускникам сиротских учреждений. Волонтеры поддерживают детей и молодых людей, становятся старшими друзьями и наставниками, вместе готовятся к жизни вне стен учреждений.

О том, как стать волонтером проекта, и о других проектах фонда вы можете узнать на вводном вебинаре 25 января в 19:00. Регистрация по ссылке.
Поделиться
Все события
все новости
все семинары
все истории