Главная СобытияИсторииТакая разная депривация

Такая разная депривация

21.06.2023

Пребывание в детском доме накладывает отпечаток на состоянии ребенка, ведь у него не было значимого взрослого, который бы заботился только о нем. В условиях коллективного воспитания у ребенка формируется дефицит телесных ощущений и эмоциональных реакций. В психологии такое состояние называют депривацией. Мы попросили руководителя проекта «Близкие люди» Алену Синкевич рассказать о видах депривации, ее последствиях и о том, почему приемным родителям нужна специальная подготовка и поддержка.

ДЕПРИВАЦИЯ.png

Материнская депривация

Ранний контакт матери с ребенком очень важен. Если его нет, нарушается естественный круг удовлетворения потребностей — круг привязанности. У детей, которых до 6 месяцев не брали на руки, не утешали, не кормили, когда они были голодны, возможно развитие депрессии, которая может повлечь за собой задержку физического и познавательного развития. Почему так происходит?

Когда младенец испытывает какую-то потребность, он сообщает о ней криком. В ответ на этот крик приходит ухаживающий взрослый, в идеале — мать. Важно, всегда ли она приходит и насколько быстро это делает. Мама, которая подошла к ребенку, начинает определять, что с ним. Она берет его на руки, трогает нос и ручки, проверяет, не мокрый ли он, дает попить, подсчитывает, когда в последний раз его кормила. Она выдвигает разные версии, некоторые сама отметает, некоторые пробует на ребенке — и в конце концов правильно определяет и удовлетворяет его потребность. Если ей удалось это сделать, мы говорим, что это чуткая мама.

Ребенок осознает свои потребности только в общении с мамой. Она берет ребенка на руки, переодевает, дает ему много телесного контакта. При этом мама называет эмоции малыша и отыгрывает их лицом. Это для ребенка очень важно, потому что позволяет ему сделать много разных выводов. Первый вывод: «Мама — самый надежный человек на свете. Мама придет, мама знает, что нужно сделать, чтобы мне было хорошо». Второй вывод: «Раз мама всегда приходит, значит, я очень важный, я тут нужен». В общении с матерью ребенок узнает о своих эмоциях и об эмоциях других людей, о своих телесных ощущениях и человеческих отношениях.

Если этот природный механизм нарушен, то у ребенка возникает депривация, которую мы называем материнской. Материнская депривация — самая сильная. К ней могут присоединяться и другие виды — двигательная, вкусовая, эмоциональная, сенсорная.

Двигательная депривация

Двигательная депривация связана с тем, что в самом начале жизни, когда формируются паттерны движения, ребенок был в условиях, где ему не разрешали вылезать из кроватки. Возможность двигаться была очень ограничена, из-за чего возникли нарушения в моторном развитии. Чтобы показать, к чему это может привести, приведу в пример слова одной приемной мамы: «У моего ребенка нет органических проблем со здоровьем, но люди часто спрашивают, нет ли у него ДЦП. Его физическая неловкость такая сильная, что кажется, что у него есть какое-то заболевание».

Эмоциональная депривация

Другой вид депривации — эмоциональная. Из-за отсутствия взаимодействия со значимым взрослым ребенок решает: я не важен. Почему? Потому что он кричит, а никто не реагирует. Потом приходит медсестра и делает с ним ту процедуру, которую необходимо с ним совершить в 11 часов 15 минут. Она не разбирается ни с его чувствами, ни с его эмоциями, ни с его ощущениями, ни с его потребностями. Она просто делает то, что она должна сделать по расписанию.

Из-за этого же у ребенка нет навыков саморегуляции. Потому что они развиваются в такой ситуации: ребенку было плохо, потом пришла мама, определила, почему ему плохо, и сделала так, чтобы было хорошо. Он получал опыт, как стресс возникает и как он завершается. Когда этого не происходит, ребенок не получает знаний о том, что дискомфорт может закончиться. И он не знает, что надо сделать, чтобы ему стало лучше.

Из-за этого ребенок не научится разбираться в своих телесных ощущениях и эмоциях. А не разбираясь в собственных эмоциях, он не сможет испытывать эмпатию. «Мой ребенок не понимает эмоций других людей и реагирует невпопад. Когда кто-то расстроен, он может начать смеяться, поэтому некоторым людям он кажется жестоким и злым, — рассказывала мне одна приемная мама. — А я знаю, что он на самом деле нежный ребенок, просто не всегда понимает, что чувствуют другие и что чувствует он сам».

Сенсорная депривация

Представьте, что в семью приняли ребенка десяти лет, отказника с рождения. И вот он лежит в луже и бьет ногами. Он ведет себя как восьмимесячный младенец, который не знает, как выйти из этого кризиса. Очень важно понимать, что этому десятилетнему ребенку нужно пройти все периоды развития, начиная с младенчества, потому что онтогенез устроен так, что пропустить нельзя ничего. Мне приемная мама такого мальчика как-то сказала: «Я боюсь, что этот младенец нас просто растопчет». Поведение ребенка связано не с тем, он хочет сделать что-то назло, а потому что у него нет ресурсов и он делает то, что может, в свои восемь месяцев. Хорошая новость в том, что им не нужно заново проживать все восемь лет и они могут нагнать сверстников быстрее.

Хотя некоторые последствия сенсорной депривации не проходят годами. «Как и многие дети, от которых отказались с рождения, Миша укачивал себя, — рассказывает приемная мама Людмила. — Ему уже 17 лет, а он все продолжает так делать: включает музыку, раскачивается, успокаивается и засыпает. Он может это делать и в течение дня, чтобы расслабится, и перед сном».

Вкусовая депривация

Вкусовая депривация может быть связана с тем, что ребенок однообразно питался или никто не знакомил ребенка с разными вкусами. Это приводит к тому, что его восприятие будет обедненным.

«Рита не знала, что такое мясо. Я уже не говорю про сладости: ни торты, ни пирожные, ни пироги она до пяти лет не ела. Я не считаю, что детей нужно этим закармливать, но она даже не пробовала. Влад, которого мы забрали из маленького дома ребенка в Кемеровской области, знал, что такое пироги. Им пекли пироги на день рождения. А воспитатели, как он говорил, делились луком. И он с удовольствием, как Буратино, мог съесть целиком луковицу. Такая жажда вкусовых новых впечатлений очень велика у этих детей. Они либо бояться всего нового, либо с жадностью бросаются, потому что этого не было никогда. И вся еда была одинаковой и скучной», — рассказывает Екатерина Аруцева, многодетная приемная мама.

Задача приемных родителей в том, чтобы постепенно восполнять этот дефицит — с помощью специалистов учить ребенка двигаться, знакомить его с разнообразием телесных ощущений и эмоциональных реакций.

Для этого в нашем фонде есть целое направление, которое поддерживает замещающие семьи. Но в обществе по-прежнему бытует мнение, что воспитывать детей из детских домов не сложнее, чем кровных. Как показало исследование, которое мы провели в 2022 году при поддержке фонда «Абсолют-Помощь», половина опрошенных (51%) считает, что приемным родителям не требуется специальная подготовка, а 31% ответивших не согласны, что воспитывать приемного ребенка сложнее, чем кровного. Мы попросили Алену Синкевич рассказать о проблемах, которые возникают из-за депривации у детей с опытом сиротства и которые не появятся, если ребенок всегда жил в семье.
Поделиться
Все события
все новости
все семинары
все истории