Главная СобытияНовостиСоставить продуктовую корзину на месяц и другие уроки финансовой грамотности для воспитанников детских домов

Составить продуктовую корзину на месяц и другие уроки финансовой грамотности для воспитанников детских домов

16.04.2021

Старшеклассники-воспитанники детских домов, которым помогает фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам», прошли в марте курсы по финансовой грамотности. Занятия проходили при поддержке АНО «Россия – страна возможностей». Рассказываем, чему обучали подростков и что у них общего с топ-менеджерами крупных компаний.

Фото: Полина Быконя

Восемь подростков выстроились в линейку и стараются аккуратно опустить на пол длинную конструкцию из самых обычных пластиковых трубочек, которую они держат на ладонях. Сделать это нужно так, чтобы конструкция не прогибалась из-за того, что кто-то стал опускать руки раньше остальных. У ребят не сразу выходит, и они пытаются придумать, как скоординировать свои действия.

Эти подростки — воспитанники двух детских домов, и это странное, на первый взгляд, задание они выполняют на занятии по финансовой грамотности, которое проходит при поддержке АНО «Россия – страна возможностей».

После нескольких неудачных попыток у ребят получается действовать синхронно — и конструкция из трубочек оказывается на полу. Цель этого упражнения — показать, как взаимосвязаны люди в обществе и как от каждого участника зависит то, каким будет результат. Справившись с заданием, они расходятся по своим местам.

— Для того, чтобы достичь конечного результата, вам нужно было договариваться друг с другом. Не важно, кто что-то нарушил, с ним нужно в любом случае договориться, потому что если мы не сделаем все это вместе, у нас ничего не получится. Примерно такая же история возникает у нас с правами людей и отношениями в обществе. Трубочка ровно опускается вниз только в том случае, если все друг друга уважают, делают так, чтобы соседям было комфортно, и не нарушают права других людей, — говорит ведущий Иван Борозняк, руководитель проектов АО «Р–Фарм» и финалист конкурса «Лидеры России» (флагманского проекта платформы «Россия – страна возможностей»).

Упражнение с трубочками помогло Ивану перейти к первой части занятия, теоретической, которая посвящена правам, обязанностям, правилам, законам, тому, где они закреплены и что будет, если их нарушать.

Вторая часть занятия была практической. Ведущий раздал несколько листов со списком продуктов и предложил ребятам составить продуктовую корзину на месяц, но не для себя, а для персонажей, которых они бы придумали в группе.

В первой команде был Эдуард, который любит готовить, играет на саксофоне и хочет стать электриком. Во второй — Алина, которая любит танцы и рисование и хочет стать психологом. А еще у нее непереносимость лактозы. Третьим персонажем стал Миша — боксер, который планирует стать тренером.

 

Фото: Полина Быконя  

Сначала подросткам нужно было определиться только с количеством разных продуктов на месяц: сколько нужно овощей и фруктов, выбрать сырую курицу или курицу-гриль, нужен ли запас круп, сколько купить сладостей и будет ли в рационе персонажа шаурма. Результаты у команд получились разные. Парни, которые составляли корзину для спортсмена, набрали продуктов на 200 кг. Другая команда, где персонажем была девушка с непереносимостью лактозы, увлеклась и забыла, что молочные продукты нужно исключить. В целом, все ребята обязательно выбирали шаурму, полуфабрикаты или готовые продукты вместо тех, которые нужно готовить самим.


Фото: Полина Быконя  

После этого ведущий усложнил задачу и предложил составить корзину, исходя из энергетической ценности продуктов, которая была указана в таблице. А потом сделал задачу еще более трудной: подросткам нужно было скорректировать список с учетом ограниченного бюджета — 24 000 рублей в месяц, на которые им нужно было теперь купить не только продукты, но и оставить деньги на покупку какой-то одежды или другой вещи и, если получится, что-то отложить, чтобы были личные сбережения.

 


— У выпускников детских домов другой жизненный опыт. Набор навыков для самостоятельной жизни у них довольно ограничен. Для многих из них становится проблемой просто пойти и купить продукты в магазине, составить план питания. Поэтому финансовая грамотность начинается с того, как планировать свою жизнь. Нам пришлось переработать уроки, которые «Лидеры России» делали для старшеклассников. И спасибо нашим друзьям из фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» за то, что они помогли скорректировать весь педагогический материал. Вместе мы помогаем дать тот багаж, с которым дети могут выходить во взрослую жизнь и не бояться, что они будут неправильно распоряжаться своими правами и деньгами, которые у них появятся, — объясняет Иван.

Когда занятие закончилось, и все ребята ушли, он стал разбирать конструкцию из пластиковых трубочек, посмотрел на них, слегка улыбнулся и сказал:

— Это упражнение одинаково выполняют и топ-менеджеры, и воспитанники детских домов. Ни у кого с первой попытки не получается. Всем нужно время.



Подросткам, которые занимались на курсах по финансовой грамотности, помогает проект «Быть рядом». Волонтеры этого проекта поддерживают детей, становятся старшими друзьями и наставниками, вместе готовятся к выпуску из детдома. Благодаря вашим пожертвованиям мы помогаем подросткам подготовиться ко взрослой жизни.

Пожертвовать
Поделиться
Все события
все новости
все семинары
все истории