Главная СобытияНовостиОткуда берется выгорание специалистов, работающих с детьми в трудных жизненных ситуациях

Откуда берется выгорание специалистов, работающих с детьми в трудных жизненных ситуациях

27.04.2021

В рамках проекта «Дистанционное образование» фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» вместе с Центром равных возможностей «Вверх» во второй раз провели семинар для учителей и сотрудников учреждений. В этом году двухдневные курсы были посвящены тому, как справляться с кризисными ситуациями в работе.

— Очень часто в проект «Дистанционное образование» обращаются люди с такой формулировкой: «Дайте мне мотивированного ученика из детского дома, который готов усиленно работать для поступления в вуз». И тогда они слышат от меня один ответ: «Это вам не к нам. В каких-нибудь сильных лицеях вы найдете таких “золотых детей”, но не у нас», — рассказывает Светлана Чальцева, координатор проекта. — Наш образовательный проект работает для других детей, подростков в трудной жизненной ситуации.
Никто не может быть мотивированным или прекрасно учиться, когда у тебя разрушился привычный мир, и ты попал в детский дом, потому что умерла мама, а никто из родственников не откликнулся и не забрал к себе. Или тебя увезли от пожилой бабушки, потому что она не могла контролировать поведение подростка. Или не сложились отношения с мачехой, а отец принял не твою сторону. Или некому помочь родителям с зависимостью, и в качестве единственного выхода социальные службы принимают решение разлучить детей с семьей.
Детям, которым помогает проект «Дистанционное образование», и без этого сложно, а приходится еще и ходить на уроки, вписываться в новый коллектив в детском доме и в школе. В итоге перед репетитором сидит маленький замкнутый человек с кучей проблем. А по другую сторону экрана сидит репетитор, которому нужно объяснить все непонятные темы урока, заинтересовать, даже если ученик демонстрирует пассивный или активный отказ. Успех приходит не сразу. Поначалу это безразличие ученика вызывает у педагога бессилие, неуверенность, сомнения в своих компетенциях, а может — и злость.

Поэтому учителям тоже нужно учиться. Учиться понимать своих учеников. Прийти к самому важному выводу, что это не проблемные дети, а дети с проблемами, которым нужна помощь взрослого.

DSC03849 (1).jpg

Уже второй раз в рамках проекта «Дистанционное образование» проводятся занятия для учителей и сотрудников учреждений. В этом году двухдневный семинар был посвящен теме «Как справляться с кризисными ситуациями в нашей работе?». На него приехали сотрудники учреждений и учителя из Нариманова Астраханской области, села Белогорное Саратовской области, Красноярска, Щёкино и посёлка Дубны Тульской области, Великого Новгорода, Ижевска, Москвы и Московской области.

DSC03382 (1).jpg

Это были насыщенные два дня. Началось все с обсуждения личного опыта участников в маленьких группах вместе с психологом Евгением Беляковым. Говорили о среде и возможности существования вечного двигателя позитива как среди учителей, так и среди соцработников и директоров учреждений. Все группы пришли к единому мнению: нельзя изменить среду, не начав изменений с самих себя.

DSC03385 (1).jpg

На семинаре с Екатериной Мурашовой из фонда «Шалаш» разбирались, почему дети в трудной жизненной ситуации не могут учиться. Обсудили схему построения урока для ребят. Говорили о том, как важно проговаривать план урока и время, которое будет затрачиваться на тот или иной вид деятельности, потому что это снижает уровень тревожности у детей и делает процесс усвоения материала более простым и эффективным. Отдохнуть решили тоже особенным способом: Александра Луцъ провела для участников мастер-класс по каллиграфии.

DSC03554 (1).jpg

Во второй день семинара участники слушали рассказы о жизненном опыте ребят из интернатных учреждений и волонтера из нашей программы по наставничеству «Быть рядом». А еще участники семинара смогли посетить в столярную мастерскую, где ребята проводили мастер-класс по работе с деревом.

DSC03593 (1).jpg

Завершился второй день вдохновляющем тренингом по нарративному подходу, где психологи Центра равных возможностей «Вверх» Алексей и Екатерина Курбатовы рассказывали о том, как истории конструируют реальность.

DSC03826 (1).jpg

Фото: Полина Быконя




Проект «Дистанционное образование воспитанников детских домов» — одно из многих направлений работы фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Оформив регулярные пожертвования, вы помогаете нам поддерживать детей-сирот в детских домах и больницах, искать им приемных родителей и работать с кровными семьями в трудной жизненной ситуации.
Поделиться
Все события
все семинары
все истории