Зачем оплачивать репетиторов для подростков из детдомов и других организаций для детей-сирот? Почему им нужен не просто учитель математики, физики или истории, а наставник, который поддержит в трудную минуту? Отвечаем на эти вопросы вместе с преподавателем проекта «Дистанционное образование» фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» и объявляем о наборе репетиторов в Костромской области.
Детям, которые оказываются в детдомах, интернатах и других организациях для детей-сирот, очень часто бывает не до учебы. В их жизни было слишком много стресса, трудностей и боли. Но в школе у учителей нет возможности уделять индивидуальное внимание только одному ученику, и поэтому фонд находит для подростков из детдомов репетиторов. Они помогают ребятам разобраться в непонятном материале, поддерживают их в трудное время и стараются мотивировать их учиться.
Сейчас в проекте «Дистанционное образование» 190 ребят из 20 регионов. Осенью прошлого года с фондом стал сотрудничать Ковалёвский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Он находится Нерехтском районе в Костромской области.
Обычно репетиторы занимаются с подростками дистанционно, но фонд смог найти преподавателя в Нерехте, у которого есть возможность проводить очные занятия в учреждении. Это молодой педагог Илья Некрутов. Он заканчивает Ярославский педагогический университет и работает в одной из школ Нерехты. Воспитанникам Ковалевского центра он преподает историю и обществознание.
— Почему вы решили участвовать в проекте?
— Я не могу назвать свое сотрудничество с фондом работой в прямом смысле этого слова. Для меня это социально значимое дело и опыт, которого нигде больше не получишь. Здесь дети со своим взглядом на жизнь, своим отношением к миру. У каждого из ребят своя история, и общаться с ними не всегда просто. Они более недоверчивы, по-другому относятся к людям.
— Вам было трудно?
— Контакт с ребятами мне было найти несложно. Некоторых из них я уже знал, потому что они учатся в той же школе, где я работаю. Но когда я приезжаю к ним на занятия в детский дом, у нас все по-другому. Это уже не классическое занятие, не школьный урок на 40 минут. Здесь я чувствую себя скорее наставником, чем учителем. У нас нет оценочной системы, мы пытаемся только исправить ошибки и понять, что удалось, а что нет.
— Зачем этим ребятам дополнительные уроки, если они учатся в школе?
— Многие из них не понимают, зачем нужно учиться. У них перед глазами было мало примеров того, как образование помогает в жизни. И на уроках им нужно строить мотивацию к обучению. Часто у ребят очень большие пробелы в знаниях, причем даже в простых вещах: из-за сложных жизненных обстоятельств они не могли нормально учиться раньше, а теперь им очень трудно догонять школьную программу.
В школе над ребятами довлеет страх перед неудачами: им страшно поднимать руку, страшно отвечать перед всем классом, страшно, что ответ будет неправильным и тебя засмеют. А еще надо справляться со стрессом потери семьи и адаптации к новому коллективу. У них просто нет ни внутренних ресурсов, ни знаний, чтобы хорошо учиться. А на наших уроках ребенок может быть спокоен, потому что никто не будет осуждать. И он поднимается на следующий уровень, когда появляется мотивация учиться.
Некоторым моим ученикам хочется больше общения, например, поделиться с кем-то, что сегодня смог получить хорошую оценку или забить красивый гол. И это идет им на пользу: они становятся открытыми, учатся контактировать с окружающими на равных.
Репетиторы фонда — это пример взрослого человека за пределами учреждения, источник информации о том, как на самом деле устроена жизнь. Хотя у воспитанников детских домов часто есть тяжелый жизненный опыт, с которым сталкивался далеко не каждый взрослый человек, в бытовых и повседневных вопросах они могут оставаться на удивление наивными — и поэтому уже после совершеннолетия часто оказываются жертвами мошенников.
Иногда, чувствуя защищенность со стороны государства, они думают, что так будет всегда, и больше им в жизни ни за что отвечать не придется. Они не понимают, что такое зарабатывать, и очень легко относятся к деньгам.
Когда дети выходят из детских домов, они оказываются в обществе, к которому совсем не готовы. Не готовы они и к тому, что взрослые люди уже не будут прощать им необязательность, легкомыслие и неспособность думать о будущем. Но такие проблемы мы можем предотвратить — а для этого надо помочь детям с образованием и пониманием окружающего мира, пока они еще находятся в детском доме.
Фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» уже сотрудничает с 5 учреждениями Костромской области. Репетиторы занимаются с ребятами дистанционно, но для воспитанников Ковалевского центра нужны преподаватели, готовые проводить очные занятия. И сейчас фонд ищет учителей в Нерехте, Костроме или Ярославле, которые смогут приезжать в детдом один или два раза в неделю.
Требования к кандидатам:
‣ высокая степень ответственности,
‣ терпение к жизненным ситуациям учеников любого возраста,
‣ увлеченность своим предметом,
‣ опыт преподавания,
‣ желание и возможность проходить переобучение.
Если вы готовы к сотрудничеству или хотите узнать о специфике работы с детьми из проекта и программе обучения, пришлите резюме и вопросы по почте ksp.tarasova@gmail.com.
Поделиться