Главная СобытияНовостиБез каких изменений невозможна реформа детских домов

Без каких изменений невозможна реформа детских домов

24.02.2021 06:00:00

С 2014 года в России идет реформа детских домов, но, к сожалению, существует еще много нерешенных вопросов. Их обсуждение пройдет 24 февраля в Совете по вопросам попечительства в социальной сфере. Руководитель фонда Елена Альшанская вместе с другими членами совета подготовили поправки, без которых невозможно проводить дальнейшую реформу.

«Современный российский детский дом — это место, куда зачастую попадают дети, которым там совершенно нечего делать.
Отсутствие работы, отсутствие качественной социальной помощи, неразвитые программы профилактики и реабилитации зависимых от алкоголя и наркотиков или даже просто отсутствие рядом с местом проживания семьи с особым ребенком дошкольных и школьных организаций с подходящими ребенку программами обучения — все это приводит детей в детский дом даже в тех ситуациях, когда родители любят детей, не обижают их и хотят их растить. Это нонсенс».

— Кроме того, сегодняшняя система государственных учреждений максимально инфантилизирует детей, — продолжает руководитель фонда Елена Альшанская. — Воспитанник детского дома все время ребенок, за которого все решают. А потом он резко оказывается на пороге учреждения уже полноценным взрослым с полной ответственностью за свою жизнь и миллионом на счету, хотя еще вчера он не имел даже возможности самостоятельно пойти в магазин и потратить там 100 рублей на "сникерс". Жизнь в коллективном учреждении меняет представление о социальных отношениях. С каждым днем, проведенным в условиях такой искусственной среды, он лишается шанса на нормальную адаптацию в обществе и утрачивает способность жить в мире самостоятельно. 

Именно поэтому так важна деинституализация — реформа системы сиротских учреждений. Она проходит сейчас во всем мире, и в нашей стране тоже. В 2014 году было принято Постановление Правительства РФ №481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Это было первым шагом на пути к реформе, цель которой — сделать так, чтобы пребывание ребенка в учреждении было временным, чтобы как можно скорее он был возвращен в кровную семью, а если это не представляется возможным — то в приемную.

Что еще необходимо сделать?

1. Снизить количество детей, которые попадают в организации для детей-сирот из семей, которые хотят заботится о своих детях.

Реформа сиротской системы невозможна без развития социального сопровождения семей, которое предотвратит помещение детей в учреждения.

Сегодня социальная помощь — это огромный набор разных видов услуг, в которых человек сам должен разобраться: выбрать нужные, написать заявление и подтвердить документами, что он может тот или иной вид услуг получить. Это задача для социально адаптированного и хорошо информированного человека, который при этом обладает временем и может собрать необходимые документы. Семьи, которые на самом деле находятся в ситуации острого кризиса, ни по своему уровню образования, социальной адаптации и юридической грамотности, ни по психологическому или психическому состоянию часто не способны справиться с этой задачей. Поэтому зачастую из помощи они получают лишь беседы на дому, пособия, если их могут практически автоматически начислить, и предложение устроить ребенка в социальное учреждение.

Для того, чтобы это поменять мы должны снизить порог требований к документам для помощи в ситуации, где имеется риск размещения ребенка в учреждение, и выстроить для семей в кризисе другой подход к получению социальных услуг — через куратора, который будет совместно с семьей определять, что могло бы помочь выйти из проблемной ситуации, помогать найти эти услуги и решения и содействовать в их получении семьей.

Кроме того, мы предлагаем изменить ситуацию с детьми, которые живут годами в этих организациях по добровольному заявлению родителей. Прежде всего детьми, которые направляются на круглосуточное проживание в детском доме-интернате в качестве социальной услуги. Такое размещение должно стать крайней мерой, когда невозможно оказать необходимые для проживания ребенка в семье услуги на дому или дневном стационаре. Оно должно преимущественно оказываться в пятидневной или дневной форме.

И обязательно при таком размещении должно заключаться трехстороннее соглашение.

Сейчас трехстороннее соглашение на временное размещение ребенка в детском доме заключается только в том случае, когда в семье сложилась сложная жизненная ситуация. В соглашении у каждой стороны закреплены свои зоны ответственности и права. Родитель обязуется участвовать в воспитании ребенка и регулярно его навещать. А учреждение перечисляет в этом документе, какие услуги оно обязуется оказывать ребенку и его родителям для изменения их тяжелой жизненной ситуации.

Но в случае, когда родители временно размещают ребенка в учреждение для получения медицинских, социальных или образовательных услуг, такое соглашение не заключается.

2. Условия жизни в учреждении должны быть приближены к домашним. Для этого необходимо провести разукрупнение самих учреждений и внести следующие изменения:

  • сократить количество детей в воспитательных группах до 6 человек и размещать в одном здании организации для детей-сирот не более 5 воспитательных групп;
  • за воспитательной группой, включающей детей в возрасте до 4 лет или детей с инвалидностью, закрепить количество воспитателей, исходя из расчета не менее 1 работника на 3 детей;
  • при необходимости предоставлять индивидуального ассистента детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития;
  • готовить пищу на территории воспитательной группы, а не в общей столовой детского дома,
  • предоставить подросткам возможность распоряжаться личными деньгами.
3. В учреждениях должны быть созданы условия для помещения в них любого ребенка.

Необходимо отменить разделение организаций для детей-сирот по типам (на медицинские, образовательные и организации, оказывающие социальные услуги) и перейти к единому типу учреждений, в котором будут размещаться дети любого возраста и состояния здоровья. Это изменение позволит:
  • предотвратить разлучение братьев и сестер по возрасту и состоянию здоровья,
  • уйти от практики переводов ребенка из одной организации в другую по достижении определенного возраста.
Сейчас детей по-прежнему распределяют по учреждениям в зависимости от возраста ребенка и состояния его здоровья. Из-за такого деления в разных учреждениях оказываются кровные братья и сестры.

«Я объездила много регионов, побывала в большом количестве учреждений и часто встречала детей, которые по 5-10 лет не видели своих младших братьев и сестер и ничего не знают о их судьбе. Их не только разделяют, но и не дают им возможности поддерживать какую-то коммуникацию, не считают, что это важно», — объясняет Елена Альшанская.



Есть и другая проблема, связанная с делением учреждений по типам. Дети с инвалидностью и разными образовательными потребностями помещаются в коррекционные интернаты или детские дома-интернаты (ДДИ). Но их в стране крайне мало, и в некоторых регионах может быть всего один ДДИ. Если такого учреждения не будет в том городе, где живет ребенок, то его могут увезти максимально далеко от родного дома. Это приведет к тому, что ребенок не сможет общаться со своими близкими, учиться в своей школе, потеряет связь с родителями. Особенно это актуально для детей, которых родители временно помещают в учреждение. Если организация будет расположена слишком далеко, у них не будет возможности часто навещать ребенка. Это ослабит детско-родительские отношения и может привести к полному разрыву (как фактическому, так и юридическому) ребенка и семьи.

4. Развивать институт профессиональных семей:

Реформа системы также невозможна без создания условий для воспитания и проживания детей вне учреждений. Альтернативой стационарному размещению ребенка должна стать профессиональная приемная семья.

Необходимо пересмотреть в целом устройство ребенка в организацию как меру защиты. Если ребенку на самом деле угрожает неустранимая опасность в семье, его нужно перемещать в семью родных или близких ребенку взрослых. Если же их нет, то хорошей альтернативой детским домам, особенно для небольших населенных пунктов, должны стать профессиональные, или опорные семьи. Это специально подготовленные семьи, готовые подхватить ребенка, пока идет работа с его кровными родителями или поиск родственного семейного устройства.

Профессиональная семья может прийти на помощь кровной семье и ребенку в случаях, если:

  • родители ребенка находятся в местах лишения свободы;
  • детей временно изъяли из семьи и не нашли родственника, готового взять ребенка;
  • у несовершеннолетней воспитанницы учреждения рождается ребенок. Профессиональная семья может принять разместить у себя ребенка с мамой до совершеннолетия мамы.
Также необходимо профессионально готовить семьи для постоянного устройства детей с тяжелыми нарушениями развития и поведения.

Кроме подготовки профессиональным семьям нужны серьезное сопровождение и поддержка. Поэтому необходимо сформировать институт профессиональных семей и закрепить его на законодательном уровне.



Изменить ситуацию мы сможем только совместными усилиями. Поделившись информацией о проблеме, вы поможете сделать так, чтобы как можно больше людей узнало о ней.
Поделиться
Все события
все семинары
все истории