Главная СобытияИстории«Уверенность на уроке постепенно распространяется на всю жизнь»

«Уверенность на уроке постепенно распространяется на всю жизнь»

28.04.2021

С 2014 года проект «Дистанционное образование воспитанников детских домов» помогает старшеклассникам подтянуть учебу и подготовиться к экзаменам для поступления в колледжи и вузы. Учитель русского языка и литературы рассказывает о своих учениках, особенностях работы и о том, как опыт взаимодействия со своим сыном помогает ей на уроках с ребятами из детдомов.

— Бывает, что мы с учеником делаем тесты, и тут встречается, например, слово «подлинник», и надо объяснить, почему оно пишется с двумя «Н». Я ведь не гуру, я могу чего-то не знать, тогда я честно об это признаюсь и обещаю к следующему уроку подготовиться и об этом рассказать. Оказывается, что слово это того же корня, что и «длинный», «длина», и пошло он от названия палки, которой выбивали признания. И тут глаза у человека от интереса загораются. А бывает и наоборот, что ученик сам пытается узнать, откуда взялось слово или фразеологизм, — рассказывает Светлана.

Она живет в Ижевске и удаленно занимается русским языком и литературой с ребятами из проекта «Дистанционное образование воспитанников детских домов», который был разработан фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам» вместе с Центром равных возможностей «Вверх».


Светлана на двухдневном семинаре для учителей, который проводил фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» вместе с Центром равных возможностей «Вверх». Фото: Полина Быконя

У Светланы филологическое образование. Когда-то она работала в школе, но сбежала из системы и год назад стала постоянным педагогом в проекте.

— Расскажите о своих учениках.

— С Настей из Астраханской области мы стали заниматься, когда девушка была в восьмом классе. Через какое-то время она с горящими глазами мне сказала: «Вы знаете, я на уроках русского не отсиживаюсь на последней парте, я могу теперь поднять руку. Все, конечно, на меня смотрят, говорят: “Чего это ты такая умная стала!”». И это очень здорово, ведь уверенность на уроке распространяется постепенно на всю жизнь.

У меня есть и довольно взрослые ученицы. Одной — 26 лет, другой — 23. У них уже есть свои дети, и живут они самостоятельной взрослой жизнью. Девочки — выпускницы детских домов, и так случилось, что у них есть только девять классов коррекционной школы. Но они хотят учиться и развиваться дальше, получить аттестат — а потом и профессию. Так вот они меня сами просят давать домашку, да побольше. Девчонки очень настроены сдать экзамены за девять классов и пойти дальше, им предстоит еще три-четыре года усиленной работы по всем предметам. У меня, конечно, это вызывает огромное уважение.

DSC03627 (1).jpg DSC03658 (1).jpg
Фото: Полина Быконя

— А вы чему-то учитесь у своих учеников?

— Я всегда была очень правильной мамой для своего сына. Когда он учился в седьмом, восьмом и девятом классах, у него было очень много проблем с учебой. Столько я слез пролила, столько ругани было!

Я все считала, что нужно держаться за хорошую школу, за престиж, за то, чтобы все получалось как надо. А потом на меня как откровение сошло: зачем держаться за школу, мой мальчишка такой, какой есть, он очень талантливый, он может стать музыкантом. Встраиваться в систему ему сложно, он совсем несистемный, так зачем его мучить.

Этот опыт взаимодействия со своим сыном мне очень помогает на уроках с ребятами из проекта. Они ведь такие же. Они несистемные, но это и интересно. А еще я перестала давать домашние задания, мы часто их делаем в начале урока вместе. Мне кажется, ребят и так в школе этими домашками забивают достаточно.

DSC03710 (1).jpg
Фото: Полина Быконя

— Что вам дает участие в проекте?

— Чувствовать себя нужным. Когда ребята пишут и дают о себе знать уже после того, как выпустились. Когда твоя студентка делится с тобой, какие книги она читает, тогда и ты начинаешь их читать, а потом вы их обсуждаете. Когда твои студенты раскрываются, становятся смелее, расслабляются на уроках. Учеба учебой, но когда между вами есть контакт, и в голове тогда все лучше откладывается.



Поддерживая проект «Дистанционное образование воспитанников детских домов», вы помогаете ребятам из интернатов самим решать, где учиться и какую профессию осваивать.

Пожертвовать
Поделиться
Все события
все семинары
все истории