Главная СобытияИсторииУчитель математики: моя задача – чтобы ребенок поставил себе цель

Учитель математики: моя задача – чтобы ребенок поставил себе цель

07.09.2019

Князева Ольга – учитель математики и физики, занимается с воспитанниками сельского детдома Саратовской области - подопечными нашего проекта «Дистанционное образование». Она рассказала о своей работе и о детях.

 ольга князева.jpg

- Я родилась в селе Белогорном Саратовской области и в 18 лет сразу после окончания школы устроилась на работу, так как в 90-е не хватало учителей. В том же году я поступила в пединститут города Саратова. Моя специальность - учитель математики и физики, сейчас у меня 25 лет педагогического стажа. Что можно сказать об этой профессии… Любить детей наполовину нельзя, они требуют полной концентрации, нельзя им отдавать только часть себя. 

В 2004 году у нас в селе открыли детский дом. Сложность работы состояла в том, что в одном учреждении обучались сельские дети, которые получали непрерывное образование с садика, и к ним потом присоединялись дети, попавшие в сложную ситуацию. Они, как правило, не получали ни воспитания, ни образования, часто и любви не видели. Получалось так, что у них одновременно шла и адаптация к новой среде, и социализация: и через сельских детей, и через учителей. У нас же все на виду, детей воспитывают не только родители, но и все общество - в деревне все знают всех. 

У вновь прибывших воспитанников появляется возможность понять, что им нужно от жизни. Они, наблюдая за «старожилами» и сельскими детьми, к старшим классам понимают, что образование им нужно для того, чтобы достойно жить. Тем более что в нашей деревне всегда все родители стремились дать своим детям высшее образование. Это общий настрой села такой. Но была проблема. Кажется, это были 2013-14 годы, я преподавала в 10-м и 11-м классе. Класс резко делился на очень способных - и не очень. Я очень хотелось помочь, но я работала одна. Мне нужно было и вытащить тех, кому надо хоть как-то сдать ЕГЭ, и помочь другим детям поступить в институт. Класс был большой. Четверо воспитанников детского дома не сдали ЕГЭ по математике, потому что еще не было деления на базу и профиль и уровень сложности был достаточно высок. Двое из них пересдали, двое - нет и продолжили обучение в колледже с аттестатами 9-го класса. Моя гордость состоит в том, что двое воспитанников тогда поступили в аграрный университет Саратова. С ними я занималась так же, как сейчас занимаюсь репетиторством с детьми, которым проект «Дистанционное образование» дает такую возможность. Оба в этом году поступили в магистратуру. 

Жаль, что только через год у нас ввели репетиторство. Когда начался у нас этот образовательный проект, я смотрела на детей и думала: боже мой, если бы его не было, сколько из вас не смогли бы сдать ЕГЭ!  Ровно 50 процентов. А сейчас у нас если и не справляется, то всего один человек от силы, и то только потому, что у них психика не очень уравновешенная. В принципе человек может сдать, но доходит до дверей – и… нет, не получается преодолеть свой страх. В этом году я вела девушку, хорошую, сильную, грамотную, но первый раз она из-за этого внутреннего барьера не сдала математику. Повторно - сдала.

С каждым воспитанником нужно заниматься и как учитель, и как воспитатель, но не это главное. Главное – каждого из них нужно сопровождать и дальше по жизни. Они становятся своими, и их невозможно бросить. В прошлом году я занималась с одним мальчиком, так он мне звонит и перед экзаменами, и перед контрольными, и если какие-то вопросы по моим предметам, и если какие-то проблемы в бытовом плане. Это уже мой ребенок. 

Я с самого начала в проекте «Дистанционное образование». Я люблю этих детей, и мне нравится работать с ними не в классе, когда их много, а когда это маленькая группа, например, по два человека. 

Мы с ними смеемся, обсуждаем все проблемы, и после того как с ними налаживается контакт, довольно просто становится их учить. 

Низкая мотивация у них разве что на первых двух занятиях. Если контакт налажен, то они к вам сами бегут, и можно их заинтересовать, чтобы они изменили отношение к предмету.

В этом году я взяла десятиклассницу Олесю, она пришла на урок: «да я не могу, да я не понимаю, да я не люблю эту математику!» Я говорю: «А мы с тобой не будем заниматься математикой. - А чем? - Деньгами. - В смысле?» Первые задачи были выдуманные, в долларах, в косметике. Берем журнальчик с косметикой и начинаем: «Смотри - скидка. Ну, и за сколько ты купишь со скидкой, сколько ты купишь на столько-то долларов этих штучек со скидкой? А по какому курсу?» И тут мы начинаем уходить в проценты, а потом я ей открываю сборник задач ЕГЭ и говорю: «Найди мне те задания, которые мы сейчас решали». Все, контакт налажен! Она ищет, за это можно зацепиться, а дальше идет как по маслу, дальше я доказываю, что дроби - это не страшно. Мы начинаем делить по кучкам, особенно если принесешь что-нибудь вкусненькое, и если мы сидим втроем, уже можно объяснить, что такое треть. И потом нет проблем перенести это на бумагу. 

Интереснее в геометрии: пространственное мышление не всем дано. И вот когда начинаем про кубометры… Линейку можно им дать, картон - и вперед. И когда кубик они степлером сами слепляют, и я говорю, что внутри тонна воды - все, вопрос исчерпан, они это видят. Если они до этого считали, что математика - это наука страшная и сухая, то теперь они по-другому к ней относятся. Я говорю им: «Это жизнь, мы не будем заниматься математикой, будем заниматься жизнью. А цифры придумали, чтобы эту жизнь описать, не надо их бояться». 

Самая большая проблема, что таблицу умножения можно выучить только в начальной школе. А здесь приходится так ухитряться… Взрослый подросток физически ее не может выучить, потому что все должно быть в своем возрасте. И начинаем работать через сложение, либо через то, что таблица «на девять» у тебя на руках. Мол, ты ее знаешь. – «Как знаю? Не знаю. - Две руки клади перед собой. Четырежды девять (все действия производим слева направо) - нужно загнуть четвертый палец (получается указательный палец левой руки). Слева у тебя десятки, а справа единицы. Считай! Получается тридцать шесть». В конце года одна девочка мне сказала: боже мой, это, оказывается, так просто и интересно!

У нас очень плохая связь, она не позволяет работать по скайпу, поэтому я прихожу к ним в учреждение. Они мне греют чай, я приношу что-нибудь вкусненькое, или они мне что-то вкусненькое готовят. Я говорю: не хочу, девочки! Нет, говорят, сначала пьем чай, потом начинаем работать. 

Моя задача - чтобы ребенок поставил себе цель. Цель в жизни, и в частности - сдать ЕГЭ и поступить. Это не моя должна быть цель, а его. Если я ее себе поставлю, я должна буду его тащить. А мне нужно, чтобы он меня уговаривал научить его. И не тащился за мной, а шел рядом. 

А чтобы так получалось, нужно выбрать интересную для него тему, позаниматься, заинтересовать, а потом я говорю: ну все, это я больше не хочу. - Почему не хотите? - Да не надо, зачем тебе – это высокий уровень, а тебе достаточно знаний на троечку. Как правило, дети начинают настаивать - Нет, давайте, давайте! Я хочу! Я смогу! Тогда с чистой совестью можно говорить: «Ну ладно, работаем».

Например, в этом году был такой случай: «Олеся, у нас сегодня занятие, может подсократим его, у нас тема заканчивается? - Нет! Давайте повторим что-нибудь! Ну, Олеся, хватит уже, иди, в телефоне посиди. -Нет! Мне к контрольной нужно готовиться, давайте порешаем задачи на движение».

Они потом к доске на уроках выходят с этими знаниями. С Олесей именно так и получилось. Она мне говорит: «Мы в школе начали тему - производные, хочу поразить всех». У меня-то по плану была другая тема, но хочешь - давай. И с нуля я ей эту тему объясняю на нашей консультации. Я не заставляла, меня уговорили. И она на уроке – звезда.

А еще надо уметь хвалить. Если ребенок доволен, значит, будет приходить снова и снова. А это самая большая награда для любого учителя.


Проект «Быть рядом» помогает воспитанникам детских домов по направлению «Дистанционное образование» при поддержке Центра равных возможностей «Вверх» уже 5 лет. За это время мы помогли более чем 313 подросткам из 19 сиротских учреждений Московской, Тульской, Кировской, Астраханской и Саратовской областей. Сейчас мы начинаем новый учебный год и составляем списки наших потенциальных учеников. Вы можете поддержать подростков - помочь им получить знания и реализовать себя, сделав пожертвование на сайте фонда, в назначении платежа указав: проект «Быть рядом».

Поделиться
Все события
все новости
все семинары
все истории