Главная СобытияИсторииСлишком рано повзрослел

Слишком рано повзрослел

30.03.2021

За детей из детдомов очень часто решают, на что они способны, а на что —  нет, где смогут учиться, а где — нет. Так произошло в жизни Кости.


Костя звонит Олегу по видеосвязи, и они начинают говорить про маятники. Косте — 21 год, сейчас он проходит программу восьмого класса общеобразовательной школы. Олег — учитель физики, который два раза в неделю проводит с ним дистанционные занятия.

— Я учился в коррекционной школе, и там не было ни физики, ни химии, поэтому я с нуля начинал изучать эти предметы. В моей школе в девятом классе мы проходили программу за шестой, и мне было скучно. Я был отличником, и все учителя удивлялись, почему я вообще там учусь, — рассказывает Костя.

Он родился в Дзержинске в Нижегородской области. После рождения попал в дом малютки, потом — в доме ребенка, а в три года — в детский дом, где прожил до 18 лет.

Так получилось, что в детстве я  говорил неразборчиво. У меня и сейчас есть дефект — в ноябре прошлого года у меня была четырнадцатая операция — но раньше было совсем плохо. Ну меня и отправили в коррекционную школу. А потом жалели.

— Даже поднимался вопрос перевести меня в общеобразовательную, но это очень тяжело. Нужно было оспаривать решение комиссии (ПМПК — психолого-медико-педагогическая комиссия), но никто не захотел этим заниматься, так я и остался в коррекционной.

В костином классе их было трое из 12 учеников, кому учеба давалась легко. Один из них сейчас заканчивает среднее образование в Рязани, второй — учится в музыкальном колледже и играет на духовых. Вместе с ним, еще когда ребята жили в детском доме, Костя ходил в музыкальную школу, чтобы получать побольше знаний.

— Я ходил в класс музыкально-компьютерных технологий. Меня там учили делать видео, работать с фотографиями, создавать мелодии в специальной программе.

Тогда у Кости появилось желание связать свою жизнь с компьютерами. Но коррекционная школа таких возможностей не дает . И Костя учился всему, что могло как-то пригодиться. В девятом классе он прошел шестимесячные курсы повара, а после школы выучился на маляра-штукатура. Эти профессии ему никогда не были интересны: молодой человек хотел поступить в педагогический колледж на информационные технологии. Но без аттестата о среднем образовании туда не берут, и Костя решил пройти основную школьную программу за девять классов. Детский дом договорился с местной школой, чтобы семнадцатилетнего парня приняли в пятый класс.

Сейчас Костя ходит в школу, только чтобы сдать экзамены, а учится он с репетиторами проекта «Дистанционное образование воспитанников детских домов», который разработал фонд «Волонтеры в помощь детям сиротам» вместе с Центром равных возможностей «Вверх». За четыре года в проекте Костя дошел до восьмого класса. С нашими репетиторами он изучает физику, химию, историю и английский язык.

Параллельно с занятиями Костя работает в колледже: ведет сайт, составляет электронные отчеты. В этом колледже он учился на маляра, и ему предложили остаться там работать, пока он не получит среднее образование.

— В колледже меня ценят. Говорят: «Хоть всю жизнь работай». Я чувствую, что там я нужен. Еще меня зовут работать в одну школу. Мы с директором очень хорошо дружим. Когда я жил в детском доме, она забирала меня на выходные и на каникулы. Она знает про мои способности, хотя у меня и коррекционное образование.

Костя работает с восьми утра. В пять он едет домой и по вечерам занимается с репетиторами. Квартиру, где он живет уже третий год, он получил от государства, но выбивать ее пришлось через суд. «Сначала не хотели давать и говорили ждать своей очереди, — объясняет Костя. — Я потому еще пошел работать в колледж, что при нем есть общежитие, и для сотрудников там скидка 50 процентов на проживание. Думал, если не получится с квартирой, буду там жить». В июне 2018 года он получил жилье, правда, никакой мебели в квартире не было. Костя стал постепенно ее обустраивать, а жил в это время в лагере, где он проводил каждое лето с 2010 года.

— Сначала ездил туда отдыхать, а с 14 лет стал работать секретарем. Мне платили за лето тысячи три, но в то время мне было все равно, потому что просто хотелось куда-то уехать из детского дома. Были еще трудовые бригады. Через центр занятости нам, подросткам, находили работу. Все это было официально. Занятия были разные: кто-то убирал мусор по городу, кто-то ремонтировал что-то в детском саду. Но я никогда так не работал, потому что устраивался в лагерь.

Три года назад он поехал туда в последний раз и вернулся уже не в детдом, а в свою квартиру. Мебель в ней появлялась постепенно. Гарнитур на кухню Костя купил только прошлой зимой: до этого был стол, раковина и плита. Потом Костя купил все новое, но старый стол остался. «Стоит, и ладно».

— У меня были деньги на книжке. Я считаюсь полной сиротой, и мне было положено пособие. Пока я был в детском доме, этими деньгами было пользоваться нельзя. Так они и копились, и на них я потом купил себе мебель.

Дома у Кости очень уютно. Подоконники заставлены цветами и растениями. Их Костя полюбил еще со времен детского дома. На стенах висят пейзажи: ему нравится рисовать картины по номерам. Под одной из них стоит аквариум. Заводить домашних животных Костя никогда не планировал, но аквариум ему подарили, так что он купил рыбок.

— В душе хочу завести собаку, но останавливаю себя каждый раз. Я почти не бываю дома, а собаке нужно много времени уделять. Поэтому не решаюсь. Большая ответственность. Мне на время одна сотрудница с работы отдает кошечку, когда уезжает на родину в Уфу. И я все время переживаю, когда кошечка остается дома одна. Очень переживательный я.

Жить один Костя уже привык. Но когда он только заехал в квартиру, ему было тяжело. В детском доме было 120-140 воспитанников, жил он в комнате на четыре человека, а потом вдруг резко стало так, что никого рядом нет.

— На работе старался подольше оставаться. Одному-то тяжело. Я привык быть в обществе, с народом. И первое время я почти все выходные в детском доме проводил, а потом стал стараться меньше туда ходить, чтобы привыкать жить одному. В основном я общаюсь с педагогами и воспитательницами. 

Друзей моего возраста у меня нет. Я сам всех от себя отстранил, потому что всем от меня были нужны деньги или еще чего. Да и некогда мне было. Это же время нужно на эти дружбы. Я с девятого класса уже был сам по себе. Мне сейчас 21, а я себя чувствую лет на 30. Очень рано повзрослел. Так сказать, жизнь заставила.

Наш фонд познакомился с Костей много лет назад. Сначала он был проекте «Дети в беде», и мы оплачивали операции, которые были необходимы мальчику в детстве. Когда встал вопрос о дальнейшей учебе, координатор проекта рассказала сотрудникам детского дома, что фонд помогает подросткам, которые учились в коррекционных школах, получить среднее образование. Так Костя стал заниматься с нашими репетиторами из проекта «Дистанционное образование воспитанников детских домов».

Оформив подписку на регулярные пожертвования, вы помогаете сразу всем проектам фонда. И благодаря вашей поддержке в жизни ребенка из детского дома появляется возможность выбирать. Пусть этот выбор и кажется со стороны незначительным: например, заново пойти в школу, чтобы самому решать, где потом учиться и работать.

Поделиться
Все события
все новости
все семинары
все истории