Главная СобытияИсторииПриключения Тома Сойера с комментариями психолога

Приключения Тома Сойера с комментариями психолога

30.06.2025

Подросток двенадцати лет живёт в приёмной семье — после смерти родителей о нём заботится тётя. Но поведение мальчика очень расстраивает её: он много обманывает, не слушается старших, курит, ворует еду, убегает из дома, прогуливает школу, плохо учится и нарушает дисциплину в классе, проявляет агрессию, может проявлять жестокость к животным, портит вещи, его тянет к «отбросам общества», а самое тяжёлое — он частенько попадает в ситуации, опасные для жизни, и вовлекает в них других детей. 

Этого мальчика зовут Том, это герой романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Мы перечитали роман вместе с психологом фонда Алёной Синкевич и предположили, откуда у Тома могут быть проблемы с поведением и как ему можно было бы помочь с ними справиться.

САЙТ 01.jpg

Герой «Приключений Тома Сойера» на протяжении всего романа демонстрирует очень сложное поведение. Он постоянно обманывает свою тётю Полли, таскает сахар и пряники, ковыряет перочинным ножичком комод, ввязывается в драки, не соблюдает личную гигиену, убегает из дома и влипает в опасные ситуации. Но мы, как читатели, всё равно испытываем к нему симпатию — потому что её испытывает автор, описывая героя. Марк Твен верит, что Том — хороший мальчик и вырастет хорошим человеком. Мы чувствуем восхищение автора невероятными поступками Тома, и это то признание, которого так не хватает герою в отношениях с тётей Полли, сводными братом и сестрой.

Мы ничего не знаем о родителях Тома и его детстве. Но его поведение даёт нам основание полагать, что оно не было счастливым. У Тома высокий уровень тревоги, он не доверяет взрослым, его самооценка очень уязвима. Он попросту не чувствует себя значимым и ценным ребёнком.

В обычной ситуации понимание собственной ценности формируется у ребёнка естественным образом. Он плачет — приходит мама и делает всё, чтобы успокоить малыша: переодевает, кормит, укачивает, даёт водички или лекарства. Взрослые вокруг очень приветливы и всегда рады видеть ребёнка, они улыбаются каждому его движению и огорчаются, если он, например, упадёт. Так ребёнок понимает, что он — ценность для своей семьи и очень любим. Но бывает так, что мама не приходит, когда малышу плохо, или приходит, но не всегда. Она не радуется ему, не утешает, не берёт на ручки. Или ребёнка кормят и поят, переодевают, но не тогда, когда он чувствует дискомфорт и сигнализирует об этом, а по расписанию, заведённому в детском учреждении, например. Ребёнок жив, но ценности своей он не ощущает, а чувствует пренебрежение своими потребностями. И так у него формируется представление, что он ничего не стоит и никому не нужен.

Представим, что тётя Полли пришла ко мне с просьбой помочь наладить отношения с племянником. Будем разбираться.

Вспомним эпизод, как Том превратил покраску забора в самое желанное занятие для всех соседских мальчишек. Как отреагировала тётя Полли?

«Она сказала: — Ну-ну! Нечего сказать, работать ты можешь, когда захочешь, Том. — Но тут же разбавила комплимент водой: — Жаль только, что это очень редко с тобой бывает. Ну, ступай играть, да приходи домой вовремя, не то выдеру».

Отчасти тётя Полли права, когда не очень-то восхищается Томом, у неё, судя по всему, уже накоплен большой негативный опыт сотрудничества с мальчиком. Том и вправду выполнил покраску забора скорее хитростью и обманом, но проявил при этом огромную сообразительность и умение манипулировать людьми, что часто присуще детям с неблагоприятным опытом — он научился выживать любой ценой.

Если бы тётя Полли узнала, как именно Том выполнил её порученье, она скорее всего произнесла бы что-то типа: «Ах, Том-Том, лучше бы ты такую сообразительность проявлял в школе на уроках!» Нам часто приходится слышать подобное от приёмных родителей. Они рассказывают, что ребёнок очень сообразительный, но не в том, что касается учёбы. И эта особенность может раздражать, если не помнить, что было время в жизни ребёнка, когда он должен был выживать, опираясь только на собственные ресурсы, и это время оставило след — неумение доверять взрослым, потребность контролировать всё, что происходит в его жизни, используя все доступные средства, включая обман и манипуляции. На фоне борьбы за выживание задачи академической учёбы кажутся таким детям совершенно лишними.

САЙТ 02.jpg

Тому очень недостаёт чувства собственной значимости. У ребёнка с тяжёлым опытом такое чувство развивается очень тяжело. Вероятно, ему пришлось столкнуться с тем, что он не был достаточно значим в какой-то период своей жизни. Чтобы развить чувство собственной значимости, можно сделать ребёнка своим помощником, поручать ему посильные задачи и щедро хвалить за их выполнение. И очень важно дать ребёнку время, понимая, что эти его неудобные для нас качества развивались в нём постепенно как реакция на внешние обстоятельства, а значит, нужно чтобы он заметил, что обстоятельства жизни стали другими, и паттерны адаптации должны тоже измениться.

Как мы помним, Том справился с задачей покраски забора блестяще, проявив невероятную находчивость. Если бы тётя Полли смогла оценить масштабы этого мероприятия! Но она довольно сухо похвалила результат стараний Тома, считая, что строгость поможет ей справиться с подростком.

В другом эпизоде Том под руководством сестры учился стихам из Библии. Мальчик отвлекался, не мог сосредоточиться, пока Мэри не пообещала ему награду — подарить одну хорошую вещицу, если он выучит псалом.

«Том приналёг — и под двойным давлением любопытства и предстоящей награды приналёг с таким воодушевлением, что добился блестящих успехов. За это Мэри подарила ему новенький перочинный ножик с двумя лезвиями ценой в двенадцать с половиной центов; и нахлынувший на Тома восторг потряс его до основания».

С такой ситуацией часто сталкиваются приёмные родители. Ребёнок умный, способный, талантливый, но учиться ему просто неинтересно, он не понимает, зачем это нужно. В таком случае, как с Томом, можно предлагать ребёнку награду за хорошие оценки. Это и станет его мотивацией. Но рассчитайте бюджет! Одна из семей, которую я консультирую, последовала этому совету и платила ребёнку за пятёрки небольшую сумму. А ребёнок стал круглым отличником, так что расходы родителей по этой статье семейного бюджета возросли. Впрочем, эта история скорее исключение. Но важно, что простое получение знаний редко становится достаточным стимулом для ребёнка с опытом сиротства, поскольку в режиме выживания отсутствует концепция будущего. Выжить надо здесь и сейчас, поэтому рассуждения типа «это пригодится в будущем» не действуют.

В школе, когда вокруг много народу, учёба даётся Тому совсем не так легко.

«Том самым добросовестным образом попытался углубиться в занятия, но в голове у него был ужасный сумбур. На уроке чтения он сбивался и путал слова, на уроке географии превращал озёра в горы, горы в реки, а реки в материки, так что вся вселенная вернулась в состояние первобытного хаоса. Потом во время диктанта он так исковеркал самые простые слова, что у него отобрали оловянную медаль за правописание, которой он вот уже несколько месяцев так чванился перед всеми товарищами».

Если бы Тома обследовал современный специалист, он бы с большой вероятностью диагностировал ему СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью. У детей с опытом сиротства мы часто встречаемся с подобное поведение, оно не всегда является настоящим СДВГ, а зачастую вызвано высоким уровнем тревоги. События, в результате которых Том стал сиротой, заставили его почувствовать себя беззащитным и одиноким. И эти ощущения не исчезают, потому что никто не помогает Тому справиться с травмой. Тревога вызывает напряжение тела, и чтобы его снять, нужно двигаться, невозможно усидеть на месте. Конечно, сложно в такой ситуации сосредоточиваться на уроке.

САЙТ 05.jpg
В следующем эпизоде Том отправляется в воскресную школу.

«Он ещё около четверти часа подстерегал подходивших мальчиков и покупал у них билетики разных цветов. Потом он вошёл в церковь вместе с ватагой чистеньких и шумливых мальчиков и девочек, уселся на своё место и завёл ссору с тем из мальчиков, который был поближе. Вмешался важный, пожилой учитель; но как только он повернулся спиной, Том успел дёрнуть за волосы мальчишку, сидящего перед ним, и уткнулся в книгу, когда этот мальчик оглянулся; тут же он кольнул булавкой другого мальчика, любопытствуя послушать, как тот заорёт: «Ой!» — и получил ещё один выговор от учителя».

Зачем он менял билетики? Чтобы получить в награду Библию как ученик, выучивший наибольшее количество стихов. Просто выучить нужные стихи не кажется Тому привлекательной идеей, он хочет всех обхитрить. Так поступают дети, не умеющие доверять взрослым — они управляют ситуацией недетскими способами. Кроме того, вероятно, в нужный момент рядом с Томом не оказалось значимого взрослого, и он вообще не понимает, что такое авторитет. Ппонятие авторитета формируется из осознания, что не все взрослые равнозначны, что одни люди для более значимы для тебя, чем другие. А если никто не авторитет, то чем отличается учитель от друга Тома Гека? Ничем. Возможно и то, что Тому необходимо внимание, и есть потребность контролировать всех вокруг. Добиться этого проще, если совершить нечто возмутительное, чтобы учитель был вынужден делать замечания весь урок, а дети всё время смотрели на Тома.

Как же помочь ребёнку в такой ситуации? Начинать работу нужно в семье. Сделать акцент на том хорошем, что делает ребёнок, и похвалить его за это. Негативные поступки игнорировать не стоит, но степень реакции должна быть сильнее на хорошее, чем на плохое.

Том старается быть взрослым, потому что быть ребёнком ему непросто — рядом нет взрослых, которым он доверяет. Он сам стремится стать взрослым: курит, отказывается принимать лекарства. Он ведёт себя очень рискованно и подвергает риску других, считая, что справится с ситуацией. Можно сказать, что у Тома высокая толерантность к стрессу. Возможно, в его детстве произошло нечто настолько ужасное, что он отключил эмоции и теперь, чтобы по-настоящему испугаться, ему нужно очутиться в чрезвычайно опасной ситуации, буквально на грани выживания. Поэтому Том плохо распознаёт эмоции других людей: страх, злость, удивление, любовь. Тёте Полли я бы посоветовала больше озвучивать свои эмоции: «Я очень переживала, когда ты потерялся в пещере, я испугалась, что ты погибнешь, потому что люблю тебя и хочу, чтобы с тобой ничего плохого не случилось». Если бы Том чаще слышал подобные слова, ему бы не пришлось инсценировать собственную смерть, чтобы осознать, насколько он важен, дорог и любим в своей приёмной семье.

САЙТ 06.jpg
В романе Том демонстрирует широкий спектр проблем, типичных для детей с сиротским опытом, включая жестокое отношение к животным.

«Том открыл коту рот и влил туда ложку лекарства. Питер подскочил на два метра кверху, испустил дикий вопль и заметался по комнате, налетая на мебель, опрокидывая горшки с цветами и поднимая невообразимый шум. Потом он встал на задние лапы и заплясал вокруг комнаты в бешеном веселье, склонив голову к плечу и воем выражая неукротимую радость. Потом он помчался по всему дому, сея на своем пути хаос и разрушение. Тетя Полли вошла как раз вовремя и увидела, как Питер перекувырнулся несколько раз, в последний раз испустил мощное "ура" и прыгнул в открытое окно, увлекая за собой уцелевшие горшки с цветами. Тетя Полли словно окаменела от изумления, глядя на него поверх очков; Том валялся на полу, едва живой от смеха. 
- Том, что такое с Питером? 
- Я не знаю, тетя, - еле выговорил мальчик».

Если бы то, что Том поит кота лекарством, стало известно сразу, следовало бы задать вопрос: «Том, а как ты думаешь, что чувствует кот, когда ты так поступаешь с ним, полезно ли это коту?»

Нередко проявления жестокости детьми с пониженной способностью к сопереживанию являются результатом того, что они, в отличие от чувствительных детей, не воспринимают и не предвидят реакции других живых существ интуитивно, как это происходит в нормальных условиях. Нужно специально подумать и представить себе реакцию тех, над кем совершены репрессии, и тогда, возможно, такие поступки прекратятся.


В 2025 году благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» при поддержке Фонда Президентских грантов провел онлайн-школу для специалистов семейного устройства «Поведенческие сложности у приемных детей».

Психологи Алена Синкевич и Алена Маликова помогли разобраться в причинах трудного поведения приемных детей (воровство, агрессия, самоповреждающее или протестное поведение и непослушание), а также научиться выстраивать индивидуальные маршруты помощи приемным семьям.

Курс состоит из 12 занятий по 2 часа. Они доступны в записи и бесплатны.

СМОТРЕТЬ

ФПГ 01.png

Поделиться
Все события
все новости
все семинары
все истории