ГлавнаяСобытияИсторииПреподаватель биологии рассказала об участнице проекта "Дистанционное образование"

Преподаватель биологии рассказала об участнице проекта "Дистанционное образование"

24.08.2017

Тамара - воспитанница детдома. Мечтала поступить в колледж и учиться на кинолога. Преподаватель биологии Полина Крестовская рассказала о том, как проект "Дистанционное образование" помог девушке воплотить мечту. 

- В ноябре в проекте появилась девочка Тамара. Мне сказали, что она мечтает стать кинологом, а значит, в этом году будет поступать в колледж и сдавать ОГЭ по биологии. Работать с детьми, которые хотят себя как-то связать с биологией или около-биологией, а не сдают ее просто так, всегда интересно. Первое занятие было традиционным - пробный тест ОГЭ, надо понять, что она уже знает, от чего можно отталкиваться, а чего не знает совсем. Она показалась мне сообразительной и полной разных интересных знаний, но совсем без базы - а в биологии это большая проблема: если не знаешь основ, то никакие интересные и сложные штуки тебя не спасут. У нас было всего полтора часа в неделю и 7 месяцев чтобы сдать на "отлично" - забегая вперед - нам это удалось.

Тома стала мне другом. С ней было интересно и здорово поговорить не о биологии, иногда мы созванивались с ней просто так - она заболела и была дома, а я собиралась на работу, бегала по комнате - а она смотрела на меня и смеялась. Однажды она попросила позаниматься с ней в неурочный день - очень боялась контрольной в школе. А я вот никак не могла, у меня были запланированы гости, и я должна была много чего приготовить. Она сказала, что не помешает мне. В итоге я готовила лазанью, а она рассказывала мне о завоевании воздуха и приспособлениях к полету. Кстати, дала мне несколько дельных советов по готовке.

А еще я учила ее играть на гитаре - так же, по скайпу - у нее это здорово получилось. После урока, в ночи, она присылала мне видео, как наигрывает какую-то песню. Если говорить об особенностях работы с ней - и это для меня стало открытием - Тома из тех людей, у которых в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Я вообще не думала, что такое правда бывает. Я говорю ей: "Не путай дыхание с газообменом; газообмен - это тот самый вдох и выдох, а дыхание - это процесс получения энергии". Она повторяет определения, сама, никуда не подглядывая. Через 10 минут я снова спрашиваю: "Ну а в чем суть процесса дыхания?" - "Во вдохе и выдохе", - говорит. Это было тяжело, честно сказать. Но мы как-то справились, сделали словарик, она сама "преподавала мне", а я косила под дурочку: "Чегоо??? ОНТОГЕНЕЗ?? ЭТО ЧО ХОТЬ ТАКОЕ-ТО??".

Сейчас перечитываю ее журнал: "Плохо запоминает, потому что не вдумывается, от этого все непонимание, от этого ошибки". Неумение думать, по-настоящему шевелить мозгами - самая большая проблема. За семь месяцев можно вызубрить определения, запомнить схемы, но думать, действительно соображать, видеть связи и закономерности там, где о них не говорят ( а в биологии все устроено именно так: знание о работе нашего иммунитета подскажет о распределении ролей в муравейнике) - нужно учиться с самого раннего возраста, за полгода к этому не привыкнешь. 

В какой то момент я почувствовала отчаяние. Пятую неделю подряд я пыталась добиться от Томы понимания путей и направлений эволюции. Когда я училась в школе, больше всего ненавидела, когда учителя, стоя у исписанной всякими формулами, задачами, правилами доски, говорили: "Я не знаю, что здесь может быть непонятно!". С Томой мне приходилось давить в себе эту фразу постоянно. Я не знаю, с чем было связано такое ее тотальное непонимание обычных вещей: нет, мочевой пузырь никак не связан с желудком. Да, мозг у нас не только в голове. С такими странными пробелами мы сталкивались буквально каждый урок. Я запрещала себе говорить: "Что тут может быть непонятно?", и Тома вознаградила меня за это. Я посыла ее на экзамен с напутствием, что это всего лишь дурацкий тест, и ничего он в ее жизни не изменит, что если она просто будет думать, не переживая об исходе, просто вчитываться в вопрос и раскидывать мозгами - она все напишет отлично, что я в нее верю и горжусь ей в любом случае, что я знаю, какую работу она проделала, чего ей это стоило, и что она мой герой.  

Я уехала в биологическую экспедицию на Кавказ со школьниками. Где-то в Теберде у меня появляется связь, и я получаю от Тамары сообщение: "Полина, я тебя люблю. У меня 5." Я не поверила сначала, если честно, я думала, что при самом лучшем раскладе она получит четверку. А тут такое. Тогда мне казалось, что круче быть ничего не может. Оказалось, может. На днях она написала мне, что поступила в колледж на желанную специальность, что прошла огромный конкурс и все у нее получилось - и не потому что она что-то зубрила или заставляла себя, нервничала и мучилась. А потому что она старалась думать и не изводила себя напрасно, потому что в нее верили и гордились ей.


"Дистанционное образование" помогает воспитанникам интернатных учреждений в учебе, подготовке к экзаменам и поступлению в колледжи и вузы. Проект разработан фондом "Волонтеры в помощь детям-сиротам" совместно с Центром равных возможностей "Вверх". Всего в 2016-2017 учебном году в проекте занимались 72 подростка из 14 интернатных учреждений. Они получили консультации по русскому языку, математике, обществознанию и другим школьным предметам. 20 подростков сдали государственные экзамены за 9 класс, получили долгожданные аттестаты и поступили в колледжи по различным специальностям. 4 студентов колледжей и вузов благодаря поддержке репетиторов успешно перешли на следующий курс. И особенно мы гордимся 4 нашими подопечными, которые выдержали испытание ЕГЭ за 11 класс  и поступили в высшие учебные заведения.

Чтобы помочь проекту, переведите пожертвование на счет фонда, в назначении платежа указав "Дистанционное образование". 


Поделиться
Все события
все новости
все истории