Главная СобытияИсторииМладенческая депрессия: недетский диагноз

Младенческая депрессия: недетский диагноз

07.02.2023

В период младенчества дети особенно уязвимы. Для того, чтобы справиться с последствиями психологических травм, полученных в раннем возрасте, приемным детям требуется помощь специалиста, а семьям, которые воспитывают таких детей — поддержка.

Вопрос о том, способны ли дети до трех лет испытывать депрессию, долгие годы был предметом дискуссий специалистов. Мы хотим рассказать вам о том, как ученые открыли младенческую депрессию и почему это состояние часто развивается у детей, которые выросли в дисфункциональных семьях или в детских учреждениях.


ДЕПРЕССИЯ САЙТ.png
Депрессия — это психическое расстройство, которое характеризуется угнетенным, тоскливым, тревожным, боязливым или безразличным настроением, нарушением соматических и когнитивных функций, это состояние негативно влияет на качество жизни.
В начале ХХ века Чарльз Дарвин, наблюдая за выражениями лиц, предположил, что не­которые базовые эмоции человек испытывает уже с момента рождения. Позднее психолог Кэррол Айзард исследовал как дети до года демонстрируют различные выражения лица, со­ответствующие событиям: грустят или радуются. В середине 40-х годов прошлого века психоаналитик Рене Шпитц наблюдал симптомы социаль­ного отчуждения, апатии, подавленного настроения у детей, воспитывающихся в казенных учреждениях. Шпитц считает, что депрессивное состояние младенца является реакцией на разлучение его со взрослым, осу­ществляющим основной уход. Та­кие дети не могли успешно развиваться даже при наличии качественного питания и комфортных бытовых условий.

DSC05702.jpg

Младенец в стрессе

Сегодня ученые выделяют три причины младенческой депрессии: потеря значимого взрослого, тяжелая эмоциональная обстановка в семье и особенности физиологии малыша. Чаще всего младенческая депрессия диагностируется у малышей оставленных родителями и попавших в детские дома. Непривычное, холодное окружение вводит ребенка в сильный стресс, а отсутствие постоянного ухаживающего взрослого не позволяет сформироваться привязанности, что заметно тормозит психоэмоциональное развитие ребенка.

Младенцы не могут рассказать о своем внутреннем состоянии словами, поэтому демонстрируют поведение, которое может являться признаком депрессии: много плачут или не плачут совсем, раздражительны, замкнуты. Вес таких детей часто не соответствует возрасту, сон нарушен, заметно отставание эмоционального и умственного развития. Если малыш остается в детском учреждении, развитие симптомов депрессии может привести к самым неприятным последствиям и даже гибели. Если ребенок попадает в любящую семью, у него появляются значительные шансы восстановить психическое здоровье и восполнить пробелы в развитии.
DSC05121.jpg

Непредсказуемый родитель

Другая причина младенческой депрессии — нестабильное, непредсказуемое, безразличное или опасное поведение родителей. В 80-х годах группа ученых провела эксперимент «Неподвижное лицо». В первой части эксперимента мать общалась с ребенком, отзеркаливала его эмоции, реагировала и улыбалась. После женщину попросили сделать «безжизненное лицо» и не отвечать на реакции ребенка. Практически сразу малыш стал протестовать против потери контакта, он пытался привлечь внимание матери всеми доступными ему способами, испугался и расстроился, когда это не получилось. Как только эксперимент завершился, ребенок быстро успокоился и воссоединился в эмоциональном контакте с матерью. Эксперимент помог обнаружить эмоциональную зависимость малыша от матери и прогнозировать развитие психосоциальной депривации у детей, растущих в холодном окружении или с матерями, страдающими депрессией.

Позже исследователи выяснили, если у ребенка с депрессивной мамой есть другой взрослый, не страдаю­щим депрессией, в общении с ним ребенок будет демонстрировать меньше негативных симптомов. Эти отношения служат неким буфером, защищающим его от не­гативного воздействия депрессии мате­ри. В редких случаях причиной младенческой депрессии могут стать нарушения гормонального развития ребенка, и тогда малыш должен как можно скорее получить медицинскую помощь. В зависимости от выборки и методов диагностики в исследованиях с участием детей частота депрессии составляет 0,4-2,5%. В зоне риска находятся дети, воспитывающихся в детских домах и неблагополучных семьях. Благодаря тому, что эта тема продолжает активно обсуждаться в научном и медицинском сообществе, мы можем надеяться на более внимательное отношение в детям, демонстрирующим тревожные симптомы.

Для того, чтоб приемным родителям было легче понимать, почему дети с опытом сиротства порой ведут себя необычно, наш фонд проводит занятия в онлайн-школе приемных родителей для детей с трудными поведением. Ведущие уделяют большое внимание не только поведению детей, но и стараются помочь родителям справиться с тем стрессом, который возникает в ответ на трудное поведение. Школа проводится при поддержке Фонда президентских грантов.

 — Нам важна теория привязанности в контексте понимания природы трудного поведения приемных детей. Именно нарушение связи и контакта со значимым взрослым в начале жизни лежит в основе многих девиаций поведения у приемных детей, — объясняет психолог Алена Синкевич на занятии нашей онлайн-школы.

Школа для приемных родителей детей с трудным поведением проводится при поддержке Фонда президентских грантов.

— Теплая материнская фигура дает ресурс справляться со стрессом и страхом и даже противостоять ему, — продолжает психолог. — Даже если мама не всегда стабильна, не всегда теплая и мягкая, а иногда колючая, дети все равно к ней возвращаются и привязываются.

Курс для приемных родителей детей с трудным поведением состоит из 15 бесплатных онлайн-занятий, на которых психологи подробно, детально и постепенно раскрывают тему трудного поведения приемных детей. Зарегистрироваться и посмотреть записи предыдущих семинаров можно по ссылке.


Пребывание в детском доме накладывает отпечаток на поведение ребенка. Чтобы приемным родителям было легче понимать, почему дети с опытом сиротства ведут себя иначе, в нашем фонде есть целое направление, которое поддерживает замещающие семьи. В школе приемных родителей регулярно проводятся дополнительные курсы в помощь семьям, большинство из них проходят онлайн. Родителям, взявшим на воспитание детей со сложными диагнозами, фонд помогает с лечением и реабилитацией. Узнать подробнее о программе и поддержать ее работу можно по ссылке.
Поделиться
Все события
все новости
все семинары
все истории